Полина Кутепова

Дата рождения:

01.08.1971

Место рождения:

Москва

Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка Российской Федерации.

Биография

Полина родилась в семье московских инженеров. Вместе с ней на свет появилась и ее сестра-близнец Ксения. Девочки увлекались спортом, хулиганили, могли постоять за себя. При этом у них порой возникали сложности в общении с другими людьми.

Полина рассказывает: "Я сейчас с удивлением вспоминаю, что мы с сестрой были настолько стеснительные и замкнутые, что обратиться с каким-то вопросом к постороннему человеку становилось пыткой. Но, так как иногда все-таки приходилось спрашивать, который час, сколько что стоит, мы устанавливали очередность между собой, кто будет это делать, и строго ее соблюдали".

Настоящим авторитетом и безусловным лидером для близняшек всегда была старшая сестра Злата. Именно она заразила девочек актерским искусством. "Златка была, скажем так, "ударена" театром. И увлекла им и нас. В нашей судьбе виновата только она. Злата организовала на даче домашний театр, и мы ей беспрекословно во всем подчинялись. Гуманитарная ее направленность подвигла нас с Ксенией поступить в литературную школу. В профессиональные театры мы ходили, правда, довольно редко, но играли в любительских. А в результате получилось так, что мы с Ксенией работаем в театре, а Злата, несмотря на то, что она окончила режиссерский факультет Института культуры, - на телевидении", - отмечает Поля.

Кроме того, вместе со своей сестрой-близнецом Полина занималась в ансамбле песни и пляски имени В.С.Локтева. Девочки выступали и в Кремле, и на сцене Большого театра. Именно там их заметили и позвали сниматься в кино.

Театр

В 1988 году Полина Кутепова поступила на режиссерский факультет ГИТИСа, который закончила в 1993-ем. И сразу пришла в Московский театр "Мастерская П.Фоменко", где служит по сей день.

Актриса вспоминает: "Поступая в театральный институт, молодые люди понятия не имеют, куда на самом деле идут. Все их представления об актерстве - миф, который существует только в их головах и ничего общего с действительностью не имеет. Нас с сестрой как-то удачно занесло в ГИТИС под крыло Петра Наумовича Фоменко. Не знаю, за что нам такое счастье. Может быть, везучесть досталась нам от папы и мамы. Так получилось. Конечно, наше детство, так или иначе, было связано со сценой. Но если бы нас с Ксенией тогда не приняли в театральный, то мы бы, уж конечно, во второй раз туда не стали поступать".

За прошедшие годы Полина сыграла в родном театре десятки разноплановых ролей, среди которых: Виола в "Двенадцатой ночи" У. Шекспира, Аннушка и Княжна Шлепохвостова во "Владимире III степени" Н. Гоголя, Мастерица модной лавки в "Приключении" М. Цветаевой, Купавина в "Волках и овцах" А. Островского, Квентина Компсон в "Шуме и ярости" У. Фолкнера, Леди Бракнелл в "Как важно быть серьезным" О. Уайльда, Коломбина и Маска в "Балаганчике" А. Блока, Верочка в "Месяце в деревне" И. Тургенева.

В Польше в 1996 году на театральном фестивале "Контакт-96" Полина Кутепова получила приз за роль Девушки в спектакле "Таня-Таня", став лучшей молодой актрисой. В 2004 году она становится лауреатом премии "Чайка", а в 2010 году награждена национальной театральной премией "Золотая маска" за роль Молли Блум в спектакле "Улисс".

Кинематограф

Впервые на экране Полина появилась в 1981 году в драме по произведению Валентина Распутина "Василий и Василиса". Затем последовали роли в музыкальной комедии "Куда он денется", в сказке "Рыжий, честный и влюбленный", в фильме-спектакле "С нами не соскучишься".

Однако сама актриса к тем детским ролям относится несерьезно, хотя именно фильм "Рыжий, честный и влюбленный" принес ей и ее сестре Ксении первую известность.

"Совсем маленьким детям, мне кажется, все-таки тяжеловато переносить съемки. Их психофизика не предполагает сидения на одном месте. Мы с сестрой снимались, когда были уже постарше. И нам было полегче. Для нас кино было веселым приключением. Результат работы, насколько я помню, нас не очень интересовал. Увидеть себя на экране, похвастаться перед сверстниками, – тоже было не слишком важно. В съемках был один несомненный плюс: нас увозили из города, поскольку фильм снимался в Подмосковье, и не надо было ходить в школу", - поясняет Полина.

В год окончания института Полина Кутепова снялась в знаменитой комедии Георгия Данелии "Настя". В этой веселой, а местами грустной ленте ей досталась роль смешной, угловатой и вместе с тем доброй, отзывчивой продавщицы, которая мечтает стать красавицей. Однажды это случилось, но оказалось, что внутренняя красота важнее.

В 90-е годы артистка сыграла Людмилу в драме Николая Досталя "Мелкий бес", Зинаиду Прищепкину в еще одной комедии Георгия Данелии "Орел и решка", Лизу в триллере Александра Хвана "Умирать легко".

Далее были работы в сериале "Штрафбат" (Катерина), в криминальном фильме Андрея Щепочкина "Все золото мира" (Саша Ковалевская), в мелодраме Александра Кириенко "Инди" (Лиза), в исторической драме Ивана Соловова "Отец" (Люба).

Полине запомнилась удивительная атмосфера, которая царила на съемках "Отца": "Группа подобралась просто суперпрофессиональная. У меня была одна сцена, где моя героиня признается своему мужу в том, что пока он воевал, она ему изменила. Эпизод психологически трудный. Но мне очень помог мой партнер, Алексей Гуськов. Он был такой внимательный. Мы с ним долго репетировали. И после этого мы с Лешей не разлучались практически целый день, чтобы не расплескать найденные эмоции наших героев".

"Пелагия и белый бульдог"

В 2009 году на экраны вышел детективный сериал "Пелагия и белый бульдог" - экранизация одноименного романа из серии "Приключения Пелагии" Бориса Акунина. Полина сыграла сразу две роли: талантливую сыщицу монахиню Пелагию и светскую даму Полину Лисицыну. Интересно, что автор романа сам лично утверждал исполнителей главных ролей.

После съемок фильма Акунин сказал: "Пелагию играет та, кто и должен был ее играть, это Полина Кутепова. Я с самого начала хотел видеть в сериале эту актрису и добивался этого, и теперь я вижу, что оказался прав. Полина не только очень хороша в роли монахини, но она еще очень хороша (я сейчас говорю "хороша" в смысле красоты), когда переодевается в светскую даму".

Изначально предполагалось, что роль Полины Лисицыной сыграет сестра-близнец Кутеповой Ксения. Но режиссер Юрий Мороз решил, что лучше, если обе роли исполнит Полина, и уже после съемок также заявил, что "она с этим прекрасно справилась".

Юрий Мороз: "Я понимаю, что интерес к сериалу будет вызван в первую очередь романом, а я всего лишь делаю его экранизацию. Близко к тексту. В литературном источнике много стилизации под классику – там и Достоевский, и Чехов. Для своей экранизации я выбрал светлые тона. Меня, кстати, в свое время долго пытали: какая же у тебя будет Каменская? Я сказал: какая будет актриса, такая будет и Каменская. То же и с Пелагией. По роману Пелагия изначально была совершенно иной – яркой, рыжей, воздушной, прозрачной. И вдруг по какой-то причине, которая остается неназванной, она оказывается в монастыре. Мне вот это интересно – что же с ней случилось, как она к этому пришла? Эта двойственность нашла отражение и в сюжете: монахиня в интересах следствия периодически меняет облик. Так что Полине Кутеповой (как и ее героине) приходится играть то серую мышку, то яркую светскую львицу".

Полина Кутепова о своей роли: "Я бы в любом случае согласилась, потому что роман Акунина – это прекрасный материал, необыкновенно удачно подходящий для сериала. Акунин очень ироничен и кинематографичен. Правда, в "Пелагии" я поначалу "заморачивалась" из-за того, что моя героиня – монахиня. Я человек невоцерковленный и абсолютно не знала, как мне себя вести, можно ли, например, держать руки в карманах и так далее. Потом я поняла, что это совершенно не важно. Ведь у нас не исторический фильм, где документальная подробность и точность деталей необходимы. Это стилизация, часто просто пародия на разные литературные жанры. Мне чрезвычайно симпатична эта акунинская вещь именно своей иронией, в том числе и по отношению к главной героине и Митрофанию. Это был мой первый опыт работы в сериале с большой ролью, и оказалось, что выдержать весь срок, равномерно распределив свою энергию, совсем непросто. К счастью, у режиссера Юры Мороза такая хорошая, сплоченная группа, что с ними очень легко работалось".

Актриса получила премию "Золотой орел" за лучшую женскую роль года на телевидении.

"В Париж"

В том же году вышел еще один проект с участием Полины – "В Париж". Действие фильма происходит в 1968 году в СССР. В фильме она сыграла роль Марии - женщины главного героя Ивана (Юрий Степанов), несправедливо обвиненную в растрате. Пытаясь выкупить ее, Иван решается на ограбление магазина. На преступление он берет своего сына. К несчастью, юноша слишком быстро привыкает к роли преступника, он не может вовремя остановиться и, не задумываясь, убивает человека. Узнав об этом, отец винит себя - ведь он сам толкнул сына на этот скользкий путь...

Среди последних работ Кутеповой в кино: "Каденции II", "Шпана замоскворецкая", "Дом ветра" и такие телесериалы, как: "У каждого своя война", "Военный госпиталь", "Две зимы и три лета".

Личная жизнь

Полина Кутепова замужем за своим бывшим преподавателем - режиссером Евгением Каменьковичем. В 1997 году у них родилась дочь Надежда. О своей семейной жизни актриса говорит: "Если семью сравнивать с кораблем, то по распределению ролей я – якорь, а Женя – паруса. У него всегда было много идей, безумных планов, и он все время куда-то улетает. Без Жени я бы все время пролежала на дне, а если бы не было меня, то Женя все время летал бы в небесах. Вот и получается, что вместе мы держимся на плаву".

Интервью

О Петре Фоменко:

"Всерьез я бы не взялась его описывать. Он – очень многосторонняя личность. Но прежде всего – он необычайно талантливый человек и режиссер. Мне кажется, что он исключительный знаток человеческой натуры. Он знает, откуда берутся противоречия, слабости. Думаю, что он очень любит жизнь во всех ее проявлениях. Петр Наумович настраивает тебя на какой-то особый лад. Люди открываются, при этом – с лучшей стороны. Он и непредсказуем, и неудобен, с ним все время нужно до чего-то дотягиваться. До какой-то серьезной величины".

О театре и кино:

"Когда возникают какие-то предложения, а в театре много работы, я отказываюсь. Основа для меня – это театр. Это как бы долгосрочный вклад. Хотя я понимаю, что, наверное, можно было бы сниматься и побольше. Были проекты, в которых мне очень хотелось поучаствовать. Но либо я не подошла, либо у меня не было времени. С другой стороны, всего не переделаешь. Я знаю, есть такие актеры, которые успевают везде. Но это не моя история. Я – человек медлительный по природе. Мне нужно, чтобы все было по порядку: сначала – одно, потом – другое. Но прежде всего – театр. Он для меня важнее других работ".

О макияже:

"Многие актрисы вне сцены не красятся с чисто практической целью — чтобы лицо отдыхало. Я надеюсь, что и без краски выгляжу хорошо. Любой грим — это некая маска. Мне хочется в жизни без маски ходить, быть самой собой".

О мужчинах:

"Как я считала, что в мужчине самое главное и самое привлекательное для меня — это ум, мужественность, чувство юмора, так и считаю. А что еще? Остального-то ничего нет. Все другие недостатки характера удобоваримы".

Полина о своей сестре Ксении, которая старше ее на двадцать минут:

"Конечно, мы с детства чувствовали повышенное внимание к себе. Но чем больше окружающие восхищались нашим сходством, тем меньше хотелось быть похожими друг на друга. Поэтому когда уже самостоятельно принимали решения, в чем и куда ходить, старались одевать разные наряды и гулять в "противоположных направлениях".

"Все почему-то думают, что мы только тем и занимались, что всех разыгрывали. Конечно, были невинные розыгрыши – например, ответить урок вместо сестры. Но, что касается человеческих отношений... Мы попробовали однажды, а потом остановились: когда люди "покупаются" на это – слишком большой обман. И как бы уже не смешно".

"Сейчас мы совершенно разные люди. Хотя до определенного возраста существовали как единый организм. У нас даже шутки на эту тему "ходили": если одна прочитает какую-нибудь книгу, то другая ее может уже не читать. До сих пор со смехом спорим, когда я начинаю рассказывать историю, которая в детстве приключилась со мной, а Ксения доказывает, что это происходило с ней. Причем, рассказывает те подробности, о которых знаю только я. Откуда это – непонятно... Есть у нас даже общие сны".

Интересное

Сестры Полина и Ксения Кутеповы терпеть не могут, когда посторонние начинают выискивать у них "десять отличий". Общего у них все равно больше:

И та, и другая обожают шоколад и красивые наряды, вне сцены почти не пользуются косметикой, принципиально не снимаются в рекламе и всевозможных "танцах со звездами", хотя и не отрицают такую возможность, если заставит нужда. Обе крайне трепетно относятся к профессии, безоговорочно отдают приоритет театру, преклоняются перед Учителем – Петром Фоменко. Тепло отзываются о партнершах по сцене Галине Тюниной и Мадлен Джабраиловой, но закадычных подружек, как и у большинства близнецов, у Полины и Ксении нет – им и вдвоем неплохо.

По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, fomenko.theatre.ru, narod.ru, lifeactor.ru, peoples.ru, vokrug.tv, rusactors.ru, spletnik.ru, seductrice.ru, krasa-russia.ru, newizv.ru. liveinternet.ru.

Звания и награды

  • Премия газеты "Комсомольская правда" лучшей актрисе года, 1995.
  • Специальный приз лучшей молодой актрисе на театральном фестивале "Контакт-96" в Польше, спектакль "Таня-Таня".
  • Приз Веры Холодной "И божество, и вдохновенье", 1996.
  • Премия "Кумир" за роль Верочки в спектакле "Месяц в деревне", 1997.
  • Премия лучшей актрисе кино "Овен-96".
  • Премия кинофестиваля в Гатчине за фильм "Орел и решка", 1996.
  • Премия лучшей актрисе кино "Овен-99".
  • Премия "Женское лицо года" в номинации "Потрясение" за роль в спектакле "Египетские ночи", 2002.
  • В 2004 году Полина Кутепова удостоилась звания заслуженной артистки России.
  • Лауреат театральной премии "Чайка" в номинации "Синхронное плавание" — за актерский ансамбль спектакля "Три сестры", 2004.
  • Молодежный грант Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф", 2004.
  • Премия "Хрустальная Турандот" в номинации "За лучшую женскую роль" — спектакль "Три сестры", 2005.
  • Премия Москвы в области литературы и искусства в номинации "Театральное искусство" — за исполнение одной из главных ролей в спектакле "Три сестры", 2007.
  • Международная театральная премия им. К. С. Станиславского театрального сезона 2006-2007 гг. в номинации "Мастерство актера. Женская роль" за актерские работы последних лет (леди Этеруорд "Дом, где разбиваются сердца", Маша "Три сестры", роли в спектакле "Самое важное"), 2007.
  • Лауреат Специальной премии жюри драматического театра и театра кукол за ансамбль исполнительниц женских ролей в спектакле "Самое важное", Театр "Мастерская П. Фоменко", 2008.
  • Номинировалась на премию "Золотая маска" в номинации "Драма — Лучшая женская роль" за роли Царевна-Лягушка, мамы, Туси, Лики в спектакле "Самое важное", Театр "Мастерская П. Фоменко", 2008.
  • Лауреат премии "Золотая маска" в номинации "Драма —Лучшая женская роль" за роль Молли Блум, спектакль "Улисс", Театр "Мастерская П. Фоменко", 2010.
  • Памятная медаль МХТ к 150-летию А. П. Чехова выдающимся деятелям культуры в знак признания заслуг и личный вклад в развитие искусства, 2010.
  • "Золотой Орел" — за лучшую женская роль на телевидении, в сериале "Пелагея и Белый бульдог", 2010.
  • Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких на XIX кинофестивале "Окно в Европу" — за роль в фильме "Дом ветра", 2011.

Фильмография: Актриса

  • Объяснение любви (2016) (в производстве)
  • Четвертый | Fourth, The (2016) 
  • Две зимы и три лета (2014), сериал
  • Здрасьте, приехали! (2012)
  • Военный госпиталь (2012), сериал
  • Шпана замоскворецкая (2011)
  • У каждого своя война (2011), сериал
  • Дом ветра (2011)
  • После занавеса (2010)
  • Каденции II (2010)
  • Пелагия и белый бульдог (2009), сериал
  • Чудо (2009)
  • В Париж! (2009)
  • Клинч (2009)
  • Обстоятельства (2009)
  • Мой муж - гений (2008)
  • Инди (2007)
  • Отец (2007)
  • Все золото мира (2005)
  • Штрафбат (2004), сериал
  • Зима. Весна  (2004)
  • Прогулка (2003)
  • Дальнобойщики (2001), сериал
  • Умирать легко (1999)
  • Мелкий бес (1995)
  • Орел и решка (1995)
  • Самодельная истина (1995)
  • Агнус Дей (1994)
  • Настя (1993)
  • Рыжий, честный, влюбленный (1984)
  • Куда он денется! (1981)
  • Василий и Василиса (1981)

ОЗВУЧИВАНИЕ:

  • Сказочный Патруль | Fantasy Patrol (2015)
  • Ми-ми-мишки (2015)
  • Ку! Кин-дза-дза (2013)
  • Возвращение Буратино (2013) 
  • Чемоданы Тульса Люпера. Русская версия | The Tulse Luper Suitcases. Russian Version (2006)
  • Снегурочка (2006)
  • Про мышонка (2004) 
  • Девочка Люся и дедушка Крылов (2003)