Владимир Андреев

Дата рождения:

27.08.1930

Место рождения:

Москва

Владимир Андреев родился 27 августа 1930 года. С ранних лет он начал работать. Ему не было еще и пятнадцати лет, когда он в летние каникулы ездил на сельскохозяйственные работы. Позже, во время войны, заканчивая уроки, шел на завод и вставал к станку. Труд, необходимость заботиться о семье воспитали в нем самостоятельность, ответственность, упорство. Однажды, когда Андреев уже был студентом первого курса ГИТИСа, отец сказал, что хотел бы, чтобы сын благодаря своему труду и настойчивости добился успеха. Мечта отца сбылась.

Увлечение Владимира Андреева театром началось с кружка в Доме пионеров, в котором он постигал азы театрального искусства вместе с Роланом Быковым. Именно Быков дал своему товарищу совет, что поступать надо только в ГИТИС. В 1948 году Андреев поступил на курс к Андрею Михайловичу Лобанову и Андрею Александровичу Гончарову. Лобанов учил, что в актерской профессии надо идти от самой сути, от изучения природы человеческой, и что все они – не просто актеры, они – человековеды. Психофизический аппарат каждого, кто занимается этой профессией, - это испытательный, главный лабораторный прибор. Другой педагог, Гончаров, говорил, что театр надо уметь любить даже тогда, когда он этого не достоин. Сегодня сам Владимир Алексеевич оценивает это так: "Такая потрясающая, мудрая, парадоксально звучащая мысль. Это призыв, это направлено в адрес людей, которые приобщились к делу театра, будь то актер, со взлетами и падениями, режиссер, человек, ведущий дело, или человек, который пишет о театре. Значит, надобно всем своим существом проникнуть, или проникнуться – не знаю, как точнее сказать, – прикипеть к своему понятию театра, чтобы в моменты, наверно, не отвращения, но неприятия находить что-то, что заставляет оставаться в деле, оставаться с самим понятием – театр".

После завершения учебы в 1952 году Андреев без колебаний принял предложение своего педагога поступить в труппу Театра имен Ермоловой. Среди актерских работ Андреева наиболее заметными стали: Сергей Киричев в спектакле "Гости" Леонида Зорина, Алексей в "В добрый час!" Виктора Розова, Голубков в "Беге" Михаила Булгакова, Васильков в спектакле "Бешеные деньги" Александра Николаевича Островского, Аттилио в спектакле "Суббота, воскресенье, понедельник…" Эдуардо де Филиппо и многие-многие другие работы. С самых первых шагов в профессиональном театре Владимир Андреев начал заниматься театральной педагогикой. Он вел ассистентскую работу на курсе Гончарова, сотрудничал с другими мастерами и сам стал мастером. Чуть позже он проявил интерес к режиссуре: сказался актерский и педагогический опыт. Его первой серьезной режиссерской работой стал поставленный в 1964 году спектакль "Мать своих детей" по Александру Афиногенову, где главную роль сыграла Эда Урусова. В 1970 году он - главный режиссер Театра имени Ермоловой, а в 1990 – его художественный руководитель. Среди постановок: "Бал воров" Жана Ануя, "Разлом" Бориса Лавренева, "Завтра в семь" Константина Симонова, "Играем Стриндберга" Фридриха Дюрренматта, "Крейцерова соната" по Льву Николаевичу Толстому, "Батальоны просят огня" Юрия Бондарева, "Лев зимой" Голдмена, "Пропавший сюжет" (роль Дорогина) и "Союз одиноких сердец" Леонида Зорина, "Битва ангелов" Теннесси Уильямса, "Дама с собачкой" Антона Павловича Чехова (роль Гурова), "Великая Екатерина" Бернарда Шоу, "Танго" Славомира Мрожека и многие другие.

Важным для Андреева и для театральной жизни семидесятых стали спектакли, поставленные по произведениям Александра Вампилова. Андреев был первым, кто осмелился вывести на сцену героев автора. До смерти Вампилова в 1972 году его драматургия не знала сцены. Особенное впечатление произвели спектакли "Прошлым летом в Чулимске" (1974) и "Стечение обстоятельств" (1978).

Андреев вспоминает:

Как режиссер я упрям. Был период, когда я ставил "Прошлым летом в Чулимске" Александра Вампилова или спектакль по его эпизодам и недописанным пьесам "Стечение обстоятельств". Тогда дружно писали многочисленные статьи, одна из которых, до сих пор помню, называлась: "Андреев спасает для нас Вампилова". Недавно после того, как на канале "Культура" вдруг выплыл ермоловский "Чулимск", мне позвонила одна мадам критик, не самый так сказать добрый, и сказала: "Слушай, какой хороший спектакль ты поставил еще тогда, в 70-е годы".

Я тогда был не так скуп в желаниях и смелее. Я не задумывался, что скажут обо мне, и тогда я ставил и "Горное гнездо" Мамина-Сибиряка, и другие пьесы. Хотелось - брал. Мне один человек сказал в свое время: "Володь, знаешь, твое несчастье в том, что ты ничейный человек. А в наше время надо быть чьим-то, чтобы тебя защитили, чтоб тебя поддержали". А другой человек мне сказал: "Может и хорошо, что ты ничейный, потому что завтра этого человека, чьим ты был, может уже и не быть, а потом вдруг не станет и того, чьим ты мог бы стать".

Владимир Андрееву довелось поработать главным режиссером в Малом театре (1985-1988), и снова вернуться в свой родной театр, которым руководит и по сей день. Кроме того, Владимир Алексеевич является профессором Российской академии театрального искусства, где заведует кафедрой актерского мастерства.
Андреев – лауреат Государственной премии РСФСР (1980), Премии К.С. Станиславского (1993), Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000), Магдебургской премии искусств. Имеет орден Почета "За большие заслуги в развитии театрального искусства".

Особое мнение Владимира Андреева:

О постановках

"Один критик, небезразличный мне, как-то написал, что Андреева, одного из немногих сегодня, не покидает интерес к теме гражданской. Я не специально, не нарочито пытаюсь это делать, но по-другому не получается. Всегда думаешь – а про что это, ради чего, во имя чего ты ставишь спектакль? Что это даст, что донесешь ты своим словом? Хочется, чтобы не было остервенения, безразличия друг к другу. Равнодушие – наша главная болезнь, об этом сказано много. К совести хочется взывать, которая есть прививка от равнодушия. У меня нет иллюзий насчет того, что вот человек побывал на спектакле, и все в его жизни переменилось – стало "правильно". Как правильно, никто из нас не знает. Поэтому то, что я делаю, – это только попытка".

О силе сопереживания

"Помню, много лет назад я приступил к постановке спектакля "Крейцерова соната". Заботила меня в этой вещи, как и любого нормального человека, мысль: как можно убивать, как можно казнить, если речь идет не о кровавом преступнике, не о человеконенавистнике, не о бандите, а о человеческом быте, о семье, об ошибках людских? Что, разрешать проблемы можно только с помощью насилия? И вот однажды на генеральной репетиции этого спектакля оказался священнослужитель – до сих пор его помню – с совершенно потрясающими глазами. Не скрою от вас, я напрягаюсь и сжимаюсь, если вдруг сводит случай с каким-нибудь священником, который является воплощением самой суровости, так что с вопросом-то не подступишься. И всегда благорасположение рождается, если вдруг увидишь глаза, которые способны помочь, способны понять тебя, если не оправдать, то посочувствовать. И вот у этого человека, он тогда был настоятелем храма Всех Святых в районе метро "Сокол", были чудесные глаза, потрясающие совершенно. Он тогда сказал: "Я буду молить Господа, чтобы эта Ваша работа укрепилась, чтобы она состоялась. Потому что Вы в ней призываете, молите о милосердии. Вы выступаете против зла, которое вкрадывается в суть и дух человеческий". После этого я бывал у него в храме, и не просто наблюдал, а действительно участвовал в службах, сопереживал. Мне это помогало – помогало доводить мою работу до того звучания, чтобы призыв к добру и милосердию оказался сильней, чем просто сюжет, просто разыгрывание страстей человеческих".

О вдохновении

"Иногда говорят, что вдохновение, по сути своей, дело глуповато-чувственное. Это неправда. "И тогда увидишь вдруг, как звучит родное слово, // что оно не смысл и звук, а итог пережитого, // наших радостей и мук..." И вдруг что-то однажды сгущается, и чувства концентрируются, и рождается желание жить, что-то такое придумывать, такое, что будет значительным и полезным не только тебе, но утвердит какую-то твою веру. Вдохновение – порыв, который можно во времени протянуть, просуществовать в нем, и как хорошо, когда оно не сразу засыпает, когда хочется жить, хочется творить, быть полезным. Вдохновение не обязательно бывает только радостно-веселым. Иногда – "печаль моя светла", но что печаль, если она приносит свет. А потом, давайте вслушаемся все-таки: вдох-но-ве-ни-е... "Нам не дано предугадать, // как слово наше отзовется. // И нам сочувствие дается, // как нам дается благодать". Вдохновение ведь не обязательно один миг: сыграл роль вдохновенно, или стихи сложились вдохновенно. А вдохновенно – это когда вдруг что-то забрезжило, высветилось. И потом, если замысел, предчувствие к тебе приходит во благо, то природа твоя становится талантливей оттого, что благодать посетила тебя. Можно стыдиться, говоря об этом. А зачем стыдиться, ведь должны быть в нашем каждодневии и светлые моменты".

О начале

"Всегда есть некий посыл для зрителя. Это не обязательно может быть сформулировано с помощью каких-то навек установленных правил и формул. Мысль часто рождается как результат сгустившегося и сконцентрированного чувства. Что-то вдруг начинает тебя приманивать, что-то вдруг чувствуешь, начинаешь тянуться к теме, к автору, который тебя почему-то именно сегодня заинтересовал, взволновал... Потом, конечно, думаешь, какой смысл в тот или иной спектакль вложить сегодня. Потом – а что это может дать зрителю, какие, если не внешне наблюдаемые перемены, то отклики, отзвуки это вызовет. Вот эта сумма впечатлений и размышлений и есть начало".

О зрителях

"Он сегодня очень разный, очень пестрый по составу. Есть зритель, с которым я не соглашусь ни в мировоззрении, ни в отношении к сегодняшнему дню, ни с отсутствием интереса к ближним своим. А бывает зритель, который, может быть, пришел к тебе впервые, но есть желание привлечь его, потому что чувствуешь, что он может стать твоим и понять тебя. Тебя и твоих сотоварищей. Сегодня это непростой процесс. Вот я заинтересовался одной пьесой, написанной несколько лет назад. В ней проблема взрослых и проблема юности. Почему именно эта пьеса? Только ли из желания привлечь молодого зрителя в театр? Или еще из желания заставить оглянуться, а если получится – начать с чистой страницы, для тех, кто сожалеет о каком-то своем поступке или решении? Это не значит, что сегодня искусство, театр, могут все, например, кардинально повернуть что-то вспять, остановить стихию. Но если тебя все-таки заботит сохранение человечности в человеке, ты не можешь работать и жить иначе. И если есть определенная группа, пусть не такая многочисленная, как на массовых шоу, которая концентрируется вокруг того, что заботит и интересует и тебя, то это уже много. Давайте вспомним, как возникали иные союзы интеллигенции и литературно-музыкальные кружки молодежи. Ведь они никогда не были явлениями массовыми, но очень часто, концентрируя интересы, оставляли многое, что потом вливалось в культуру, в историю культуры. Я за это. Я являюсь приверженцем не обязательно массового успеха, но обретения друзей, людей, понимающих друг друга, и вместе созидающих то, что является лексиконом душ".

Об известности

"Я уже очень немолодой человек, поэтому все время ловить глаза, одобряющие твое существование, тоже не очень прилично, да и зачем это делать? Но я сам понимаю, что есть люди, которые ко мне, вот в целом ко мне, относятся хорошо. Сегодня, как ни странно, может быть, оттого, что чаще появляешься на экране телевизора, в концерте или в спектакле, я ощущаю интерес со стороны определенной части зрителей, которая мне не чужда. Но буду скромным или постараюсь быть скромным, это не проявление интереса ко мне, будто бы я суперзвезда шоу-бизнеса. Это интерес к нашей работе. И, кроме того, в драматическом театре понятие "звезда" как-то не приживается. Актер может быть хорошим, может быть артист, который привлекает, удерживает внимание самой своей сутью, внутренним содержанием, если хотите, своим даром... Но сказать, что артист, играющий, например, Акима во "Власти тьмы" – звезда или суперзвезда? Что-то в этом есть вульгарное, мне кажется.

Я не считаю себя человеком, сидящим на высоком троне, который заставляет обязательно вытягиваться в струнку моего молодого собеседника или собеседницу. А потом у молодежи многое можно брать, не обворовывая ее. Я не то чтобы заигрываю с молодежью, но пытаюсь найти, как говорили в старину, тот тон, в котором и им было бы удобно, и я бы не чувствовал себя неловко, не подлаживался".

Об учениках

"Я не могу без молодежи. Без молодости я не могу. В свое время меня приобщил к педагогике Андрей Александрович Гончаров, и я к этому, как принято говорить, прикипел. И без этого не могу. Если бы жизнь у меня все это отняла вместе с недугами, с отсутствием памяти, это было бы для меня без преувеличения трагедией.

Многие мои ученики находят достаточно серьезное применение в профессии. И это не один и не два человека. Кое-кто сам потянулся за мной и стал заниматься педагогикой. Не для того чтобы называться доцентом или рваться в профессуру, а потому что заинтересовался. И эта связь с молодостью, это общение с молодежью помогает еще на что-то надеяться. И если не озорничать, то проявляться во всяком случае, искренне. Не случайно, например, когда я стал работать над произведением Леонида Генриховича Зорина "Невидимки", я остановился не на хорошо выглядящей, хорошо сохранившейся актрисе, а на совсем юной партнерше, которая только окончила театральный ВУЗ (имеется в виду Мария Бортник – прим.ред.). Потому что я не то что прислушивался, а нервными окончаниями как-то достаточно органично ощущал ее душевный лексикон, ее знания улицы и жизни сегодняшней – все то, что помогало строить спектакль. Насколько это выражается - это уже второе дело. Это желание встретиться с человеком, у которого ощущение того, что творится за окнами пусть еще не интеллектуально осмысленно, а достаточно живо проявляется чувственно, мне интересно".

Народный артист СССР (1985)
Лауреат Государственой премии России
Лауреат премии мэра Москвы (2000)
Орден Почета (2000, за большие заслуги в развитии театрального искусства).

Фильмография:

Актер

Третьего не дано (2009)
Продолжение следует (2008)
Принцесса цирка (2008)
Срочно в номер (2007), сериал
Аферисты (2007)
Сволочи (2006)
Девять жизней Нестора Махно (2006), сериал
За все тебя благодарю (2005)
Юбилей прокурора (2003)
Улыбка Мелометы (2002), сериал
Ультиматум (1999)
Юбилей прокурора (1998)
Тишина (1992)
Три дня вне закона (1992)
Сувенир для прокурора (1989)
Джамайка (1987)
Поклонись до земли (1985)
Хроника одного лета (1984)
Прости меня, Алеша (1983)
Синдикат-2 (1981)
Цветы луговые (1980)
Гонки без финиша (1977)
Спорт, спорт, спорт (1970)
Встречи на рассвете (1968)
Калиф-аист (1968)
Сказка о царе Салтане (1966)
Голубая чашка (1964)
Битва в пути (1961)
До будущей весны (1961)
Мост перейти нельзя (1960)
Жестокость (1959)
Ночной патруль (1957)
Человек родился (1956)
Доброе утро (1955)
Аттестат зрелости (1954)
Верные друзья (1954)