Юлий Райзман

Дата рождения:

02.12.1903

Место рождения:

Москва

Советский российский кинорежиссер, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1964), лауреат шести Сталинских (1941, 1943, 1946 — дважды, 1950, 1952) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1973).

Фильмография: режиссер

  • Круг (1927)
  • Каторга (1928)
  • Земля жаждет (1930)
  • Рассказ об Умаре Хапцоко (к/м, 1932)
  • Летчики (1935)
  • Последняя ночь (с Д. Васильевым, 1936)
  • Поднятая целина (1939)
  • Машенька (1942)
  • Небо Москвы (с А. Птушко, 1944)
  • Берлин (документальный, 1945)
  • Поезд идет на восток (1948)
  • Райнис (1949)
  • Кавалер Золотой Звезды (1950)
  • Урок жизни (1955)
  • Коммунист (1957)
  • А если это любовь? (1961)
  • Твой современник (1967)
  • Визит вежливости (1972)
  • Странная женщина (1977)
  • Частная жизнь (1982) 
  • Время желаний (1984)

Фильмография: сценарист

  • Последняя ночь (1936)
  • А если это любовь? (1961)
  • Твой современник (1967)
  • Визит вежливости (1972)
  • Частная жизнь (1982)

Фильмография: актер

  • Шахматная горячка (1925)

Кино 50-х нельзя представить без "Коммуниста" с Евгением Урбанским, 60-х – без картины "А если это любовь?", 70-х – без "Странной женщины".

"У меня никогда не было перманентного желания снимать, - говорил режиссер. - Оно возникало, когда я натыкался на идею, которая меня увлекала, жизненную проблему, которая казалась мне интересной. Тогда я загорался, начинал формировать образ будущей картины. Вообще старался снимать только то, что было близко. А близки мне были человеческие судьбы, жизнь с ее бытом, любовью, проблемами… Это предмет искусства. Этим я занимался".

Его фильмы – портрет времени, наблюдение художника за изменениями, происходившими в обществе, и показ этих процессов через судьбы героев. "Фильм, который вы смотрите, должен погружать в жизнь, изображенную на экране. Вы должны перестать ощущать, что это кинематограф, что вы сидите в зале, что вы сторонний наблюдатель. Вы должны стать участником той жизни", – в этом Юлий Яковлевич был уверен.

В 1935 году состоялась премьера фильма "Летчики". Это была первая звуковая картина Райзмана, и она имела оглушительный успех. В поисках актеров, которые могли бы хорошо говорить на экране, режиссер обратился к театру. Роль начальника школы Рогачева после долгих уговоров согласился сыграть вахтанговец Борис Щукин. "Я не был уверен, что он согласится играть главную роль, тем более в кино он никогда не снимался. Но он дал свое согласие. Человек Щукин был душевный, по-человечески притягательный, скромный. Я получал очень много от общения с Борисом Васильевичем. Но на площадке он необычайно зажимался. Я, малоопытный молодой режиссер, к сожалению, ничем не мог ему помочь. Я прибегал домой, читал Станиславского в поисках советов для раскрепощения актера. Ничего не помогало. Только когда мы стали снимать на аэродроме, где Борис Щукин проводил все свое время, он почувствовал себя в своей тарелке. Наблюдая за ним, я понял, насколько важно создать для актера точную среду, в которой живет образ. Как важно сделать второй план таким, чтобы все окружающее было достоверным и жизненным".

Райзман считал "Летчиков" своей этапной работой и отмечал, что в ней сохранилась атмосфера эпохи, которую он определял для себя как "молодость страны": "Только после "Летчиков" я понял, что могу заниматься этой профессией, что это мое жизненное дело и только на этом поприще я смогу что-то сделать. Все остальное отступило на второй план. Кино – единственный жизненный интерес".

В 1948 режиссер вынужден был работать на Рижской киностудии: Сталину не понравилась его картина "Поезд идет на Восток", снятая на "Мосфильме". "Все, что я делал, никогда не имело успеха у Сталина. Ни одной картины он не похвалил", – рассказывал режиссер позднее. Фильм "Поезд идет на Восток" вышел на экраны в 1948 году, в разгар идеологической кампании против "формализма" и "бессодержательности" в искусстве. Это было неподходящее время для любовных историй. Ленту ругали за облегченное решение темы возвращения советских людей к мирной жизни после войны и строительства нового общества. Несмотря на официальную критику, фильм о романе капитана Лаврентьева и агронома Соколовой понравился зрителям.

В 1957 году режиссер снял "Коммуниста", ставшего новым взлетом в его творчестве и одновременно культовой картиной советской эпохи. Это героическая киноповесть о рядовом коммунисте Василии Губанове, который в первые годы становления советской власти работал на строительстве электростанции. Евгений Урбанский сыграл в этой ленте свою первую роль, она сделала молодого актера знаменитым. На фестивалях в Венеции и Киеве картина получила главные призы. Кроме этого, в 1959 году "Коммунист" был назван в числе трех лучших фильмов года по опросу читателей журнала "Советский экран".