Лейла Абашидзе

Дата рождения:

01.08.1929

Лейла Михайловна Абашидзе – актриса, сценарист, режиссер – родилась 1 августа 1929 года.

В кино Лейла Абашидзе дебютировала еще школьницей. В 1951 году она окончила актерский факультет Тбилисского театрального института им. Ш. Руставели и стала работать на киностудии "Грузия-фильм". Славу ей принесли запоминающиеся комедийные образы в фильмах "Стрекоза" и "Заноза". Обратившись к режиссуре, Лейла Абашидзе в 1981 поставила по собственному сценарию (совместно с Л. Челидзе) комедию "Тифлис-Париж и обратно", сыграв в ней главную роль.

Подруга и коллега Лейлы Абашидзе Диана Кесснер так рассказывает о начале карьеры Лейлы Михайловны: "Семья Лейлы была жертвой репрессий 1937 года. Сибирь оставила свой отпечаток в нежной душе девочки. Это была та основа, тот мощный фундамент, на котором впоследствии, неожиданно для всех после яркого комедийного таланта, подаренного актрисой зрителю, в фильмах "Встреча с прошлым", "Ожидание" проявляется и ее глубокое трагическое дарование...

Когда киностудия объявила конкурс на роль Като в фильме "Каджана", павильон в день просмотра наводнила пестрая толпа нарядных детей: пышные шелковые платья, роскошные банты, локоны, лакированные туфли... Лейлу на кинопробы привела мамида, сестра отца. Девочка была в старом, выцветшем, застиранном платье, вместо локонов – самодельная домашняя стрижка, с неровными космами волос, падающими на глаза. На ногах – старые, стоптанные туфли неопределенного рыжего цвета... Носков не было вообще...

Разыгрывалась сцена, когда Като, потрясенная немотой брата, в которой сама же была повинна, бурно рыдает и просит Бога вернуть ему голос. Лейла сыграла этот эпизод с такой жизненной правдой такими бытовыми нюансами, выдала такую жаркую, искреннюю любовь к "брату" (Тенгиз Амиранашвили), что на несколько мгновений в павильоне воцарилась тишина. Когда все несколько успокоились, пришли в себя от этого творческого шока, режиссер Константин Пипинашвили подошел, обнял и приласкал девочку.
- Плачешь ты превосходно, а вот умеешь ли ты смеяться?
Тут он рассказал смешную детскую история, и Лейла залилась безудержным смехом, который невозможно было остановить, так же, как нельзя было остановить плач...
- Ну вот! Перед вами будущая звезда драматического и комического кинематографа! – шутливо сказал режиссер.

Какой пророческой оказалась эта фраза!... Так К. Пипинашвили стал ее крестным отцом в кино. Лейла снялась у него в четырех фильмах: "Каджана", "Золотая тропа", "Колыбель поэта", "На пороге жизни".

По окончании первого курса из-за перепроизводства киноактеров и малого количества выпускаемых студией фильмов актерскую школу закрыли. Директор театрального института А. Хорава пригласил наш курс на собеседование и отобрал несколько человек для института, посадив их на II курс. В числе отобранных были я и Лейла.

Курс вел Додо Алексидзе. Так как нас стало много, на III курсе в помощь ему дали молодого режиссера, фронтовика Мишу Туманишвили и ассистента, студента режиссерского факультета Котэ Сурмава. Лейла попала в группу Миши Туманишвили. Она много играла в курсовых работах – отрывках спектаклей, вдумчиво постигала азы театрального искусства, несколько отличные от кинематографического, но не менее притягательные. Мне довелось играть с ней в спектакле по пьесе Тургенева "Месяц в деревне". Лейла выступила в роли Натальи Петровны. Я была свидетелем ее работы над образом. Наблюдать за этим процессом было чрезвычайно любопытно: каждый жест, фраза, поворот головы, взгляд многократно апробировались и только затем принимались или отвергались... На мой взгляд, школа "крупного плана кино" помогала ей естественней и достоверней доносить до зрителя переживания актера.

Закончив институт на красный диплом, Лейла по распределению попадает в театр Руставели. Еще не успев сыграть ни одной значительной роли, она снова получает приглашение сниматься в кино. Лейла выбирает колыбель своего детства – кинематограф.

Ее "Стрекоза" (режиссер С. Долидзе) оказалась по-настоящему летучей: она облетела весь мир! Актрисе сопутствовал невиданный успех. Не менее популярна была и "Заноза" (режиссер Н. Санишвили). Оба эти фильма роднили общие черты героинь: молодой задор, находчивость, острый юмор, я бы сказала, лихость - в лучшем понимании этого слова. Ее чудесная белозубая улыбка, задорный смех, беспредельное обаяние, которое волнами перекатывалось с экрана в зрительный зал, прямо наэлектризовывали зрителя..."

Фильмография: Актриса

  • Каджана (1941)
  • Золотая тропа (1945)
  • Колыбель поэта (1947)
  • Весна в Сакене (1951)
  • Кето и Котэ (1953) 
  • Стрекоза (1954)
  • Они спустились с гор (1955)
  • Наш двор (1956) 
  • Заноза (1957) 
  • Майя из Цхнети (1958) 
  • Где твоё счастье (1959)
  • На пороге жизни (1961) 
  • Я буду танцевать (1962)
  • Закон гор (1965) 
  • Авария (1965)
  • Встреча в горах (1966)
  • Встреча с прошлым (1966)
  • Десница великого мастера (1969
  • Ожидание (1970) 
  • Настоящие тбилисцы и другие (1976)
  • Синема (1978)
  • Тифлис-Париж и обратно (1981)
  • Не все кометы гаснут (1982)
  • Легенда о Сурамской крепости (1984)
  • Путешествие молодого композитора (1985) 
  • Круговорот (1986)