Кирилл Гребенщиков

Дата рождения:

22.06.1972

Место рождения:

Москва

БИОГРАФИЯ

Кирилл Гребенщиков родился в семье актеров. Его отец, Юрий Сергеевич Гребенщиков (1937 - 1988), работал в Театре на Таганке, театре "Школа драматического искусства" и - вместе с женой Натальей Федоровной, которая еще преподает во ВГИКе на курсе С. Соловьева, - в театре им. Станиславского. В детстве Кирилл, когда его не с кем было оставить дома, часто бывал за кулисами этого театра. Трехлетним он впервые увидел спектакль с участием родителей и был уверен: все, что он видит на сцене, происходит на самом деле. На сцену мальчика не тянуло - он предпочитал комнаты бутафоров и реквизиторов. Мечтал стать таксистом, стоматологом. Родители свою профессию не навязывали, однако мать недавно призналась сыну, что Юрий Сергеевич все-таки втайне мечтал, чтобы Кирилл стал актером. Сама она ориентировала Кирилла в более прикладном направлении - художественно-оформительском. После восьмого класса мальчик поступал в театрально-художественное училище, но не поступил - сдал рисунок на тройку.

Когда Кириллу было 15, случилась беда: январским вечером Гребенщикова-старшего сбила машина, за рулем которой находился известный советский поэт. "Папа был жив, но этот человек (не хочу называть имени, ведь его уже нет в живых) вместо того, чтобы вызвать "скорую", оттащил его на обочину и забросал снегом. Возможно, окажи он вовремя помощь, все закончилось бы иначе", - рассказывает Кирилл. 50-летнего Юрия Сергеевича доставили в больницу, где он скончался через 3,5 месяца, так и не выйдя из комы… Трагедия перевернула жизнь семьи. Наталье Федоровне приходилось много работать, на воспитание сына времени не оставалось, тем не менее она очень много сделала, чтобы он успешно подготовился к экзаменам в институт.

Кирилл закончил десять классов и в 1989 году поступил в школу-студию МХАТ на постановочный факультет, где готовили художников-технологов. Он вращался в театральной среде, и со временем ему начала нравиться профессия актера. Определиться с профессией помог случай. У студентов была забава: приходить на прослушивания абитуриентов. После первого курса Кирилл сидел на экзамене, который принимал Михаил Андреевич Лобанов, и тот полушутливо спросил: "А ты когда будешь поступать?" А потом уже серьезно предложил приготовить программу и прийти на прослушивание. Однако тогда, второпях, программа не получалась, и Кирилл понял, что не готов. Но через год, заново подав документы, прошел творческий конкурс и поступил на актерский факультет, курс Аллы Покровской.

ТЕАТР

После окончания института Кирилл пошел работать в знакомый с детства Театр имени Станиславского, где за два сезона отметился ролями в постановках "Томас Бекет", "Черный человек", "Дачники", "Начало". Потом он уехал на съемки "Сибирского цирюльника", а вскоре после возвращения понял, что в театре на него не рассчитывают. Надо было искать работу. Гребенщикову тогда нравился ТЮЗ, спектакли Гинкаса и Яновской. Была середина сезона, актеров никто не искал, но Максим Виторган помог приятелю устроить показ, и Кирилла взяли. Но проработать на новом месте ему довелось всего несколько месяцев, и на сцену он ни разу не вышел. Анатолий Васильев набирал группу стажеров и, будучи знаком с отцом Гребенщикова, пригласил его к себе. "Мне хватило двух дней, чтобы понять: я отсюда никуда не уйду. В свое время я репетировал с большими режиссерами: Козак, Мирзоев, Яновская. Но пришел к Васильеву на две беседы и поразился, настолько несопоставимый уровень предложения актеру, театрального языка, рассуждений, оценок, замечаний. Стало понятно, что будет глупо, если скажу, что еще не дорос, и останусь там, где проще. Мне было очень неудобно перед Яновской, но она поняла и легко меня отпустила. За что я ей, конечно, очень благодарен", - рассказывает Кирилл.

В театре "Школа Драматического Искусства" он играл в спектаклях Васильева "Пушкинский утренник" (1999), "Моцарт и Сальери/Requiem" (2000), "Из путешествия Онегина" (2003), "Илиада. Песнь 23-я." (2004), "Каменный гость или Дон Жуан мертв" (2006). Участвовал в лабораторных работах и проектах: "Товарищи в искусстве дивном..." (2000), "Три сестры" (Фестиваль в Дельфах, 2000), "Государство" (Фестиваль в Дельфах, 2000), "Мизантроп" (Совместно с театром "Тень", 2001), "Пир" (Фестиваль в Дельфах, 2001), "Улисс. Извлечение корня времени" (2004), "Смерть дикого воина" (2008), "Каин"(2012), "Луна-парк имени Луначарского" (2014), "Вишневый сад" (2015). Участвовал в гастрольных поездках театра: Греция, Дельфы (2000, 2001, 2006); Италия, Рим (2000); Венгрия, Будапешт (2002); Япония, Шизуока (2004); Португалия, Порту (2004); Грузия, Тбилиси (2005); Бельгия, Антверпен (2005); Франция, Париж и Авиньон (2006); Голландия, Амстердам (2006).

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Первый кинематографический опыт Кирилл Гребенщиков приобрел еще в период обучения в университете. В 1992 году актер исполнил эпизодическую роль в фильме "Русский роман", но после "Сибирского цирюльника" кинематограф на несколько лет забыл о Гребенщикове. Наконец, в 2004 году его телевизионная карьера начала набирать обороты. Его заметили после яркой роли детектива в сериале "Место под солнцем". В 34 года роли посыпались как из рога изобилия. А еще через пять лет пришел успех: зрители оценили, как в сериале "Серафима Прекрасная" интеллигентный горожанин сыграл простого деревенского парня Виктора Зорина. С тех пор Гребенщиков снимается нон-стоп. Он признается, что редко отказывается от ролей, но даже в сериалах старается играть в полную силу, не делая скидок на формат.

С 1998 по 1999 год Кирилл Гребенщиков на телеканале "Культура" вел передачу "Чудо сказка".

НАГРАДЫ:

2012 год - лауреат премии ФСБ России за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов Федеральной службы безопасности - за роль подполковника Кочубея в сериале "Фантом"

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  • Гребенщиковы жили не богемно, актерских посиделок не устраивали, но по семейному преданию Евгений Евстигнеев, будучи в гостях, подошел к кроватке маленького Кирилла и сказал: "Будет артистом!"
  • С 2003 по 2007 год Кирилл Гребенщиков записывал аудиокниги на студии "Ардис".
  • Кирилл очень любит путешествовать: гонорар за первый свой фильм он почти целиком потратил на поездку с женой и дочерью в Испанию.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Кирилл Гребенщиков женился, когда был еще студентом. Жену зовут Ольга. В 1994 году у пары родилась дочь - Полина. Кирилл не очень хотел, чтобы дочь продолжала актерскую династию, но влиять на ее выбор не стал, и девочка поступила во ВГИК. Несмотря на загруженность работой, актер старается уделять время семье: гулять и ездить на дачу.

Кирилл сохраняет теплые отношения с матерью. Раньше именно она была самым строгим судьей его работ: "С годами помягчала, и теперь что бы и как бы я ни сыграл, в одном уверен - маме понравится. Но сейчас для меня главное - мнение жены, ее похвала и ее критика".

О своих положительных качествах актер не берется говорить, а к отрицательным относит мнительность - и в работе, и в жизни, частое недовольство собой - иногда, возможно, во вред себе.

Гребенщиков считает себя и домоседом, и путешественником: любит посидеть с книжкой, увлекается военной историей, античностью. Любит вкусно поесть. Любимые места - таверны в греческих островных деревнях, забегаловки на рынке Сан Мигель в Мадриде или кафе с пластмассовыми столами и бумажными скатертями в старых кварталах Лиссабона. Вместе с женой Кирилл объездил юг Европы. Грецию, Испанию, Португалию. А в Москве они любят время от времени выбираться в кино.

Кирилл не считает себя очень популярным актером, правда, признается, что на улице и в метро его многие узнают, и ему это всегда приятно. Актер не может с уверенностью сказать, что для него важнее - кино или театр, оба эти вида искусства, по его мнению, дополняют друг друга.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ                      

О выборе профессии: "Наверное, было предопределение в жизни, но, может, сначала нужно было ошибиться, чтобы это понять. Хотя мог бы поступать и позже. И тогда еще было рано. Я поступил в 19 лет - это рано".

О мастерстве и опыте: "Человек в 17-20 лет может сыграть хорошо один раз, на интуиции, но редко может это повторить снова и снова. Психика неустойчивая еще. Мне кажется, зачастую режиссеры, пытаются эту непосредственность урвать и заодно подпитаться молодостью. Когда человек приходит с опытом - это другое дело. Про себя знаю, что я начал о себе что-то понимать после 25 лет, когда закончил учебу и поработал не в одном театре".

О съемках в "Сибирском цирюльнике": "Это скорее опыт наблюдения за тем, как человек работает, чем актерский опыт. … посмотреть, как работают Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Ольбрыхский, Меньшиков и как потом их всех переигрывает Алексей Васильевич Петренко …очень интересно".

О гастролях с театром Васильева: "Он делал спектакли, которые не встраиваются в западное восприятие русского театра. Венгрия, Амстердам, Рим, даже Париж - сначала недоверие. В Италии, помню, первый спектакль "Моцарт и Сальери" - немногим более половины зала. Потом - три четверти. Потом полный, потом - битком. Потом - висят на люстрах".

О самокритике: "Отношусь к работам критично - знаю, где сделано хорошо, верно, а где ошибся. Самокритика быть должна - иначе ты останавливаешься. Не надо, конечно, впадать в крайность - у меня это тоже есть - когда ты посыпаешь голову пеплом и бьешься этой головой об стену. Путь недоверия к себе - неправильный. А иногда смотришь и думаешь - сделал, верно сыграл сцену. Очень важно себя удивлять. Сделать так, что бы мог самому себе сказать "Ого! Не ожидал...". После такого удивления всегда остается тихое чувство творческого восторга. Как бы немного не касаешься земли. Наверное, это и есть удовлетворение от творчества".

О развлекательном кино: "Есть грешок, люблю зрелищное американское кино. ..."Начало" с ДиКаприо - ничего особенного, но это такой уровень сценарного мастерства, у нас такого не бывает. Так закрутить интригу - просто запредельный уровень. У нас это просто невозможно. Как говорится, отстали лет на двести... Нравятся фильмы Джармуша, Хулио Медема, Ридли Скотта, Тарантино... Если же говорить о серьезном кино, то наше не цепляет. Хотя есть отдельные фигуры, стоящие особняком - Сокуров, Звягинцев. Я был на пробах у Андрея. Это уникальный человек, независимый и ни на кого непохожий".

О кино и жизни: "Пообщавшись во время съемок с врачами, я остро осознал: наша профессия - такая дилетантская! Ты можешь как актер получить все награды мира, но все равно сделаешь меньше того рядового врача, который хоть однажды спас человеческую жизнь. Но в отличие от врача, который в какой-то момент должен отбросить сомнения, актер должен сомневаться всю жизнь".

О культуре: "Для меня она - в породе, в выражении глаз, манере держаться, говорить, в такте, в умении быть как бы "на обочине", в отсутствии фанаберичности и эгоцентризма, чем кстати, особенно грешат мои коллеги. Так что "культура", как и "разруха" - "не в клозетах, а в головах". Качество трудносимулируемое. Мимикрировать под "культурного человека" можно. Но не под "человека культуры". И это не только о том, в какой руке держать вилку или какие слова не употреблять, но и - как поступать, что терпеть и что не терпеть, как любить и как не любить, во что верить, в этом тоже - культура".

О главном в людях: "Не буду оригинален. Искренность, доброта, гордость и смелость, открытость, живость ума, отсутствие эгоцентризма и рисовки. Талант не просто что-то делать, но и чувствовать, любить, верить".

Об Анатолии Васильеве: "Он, может быть, единственный из режиссеров развивается так быстро, что опережает время и любую театральную моду. Театральный язык у Васильева уникальный, задачи запредельные. Подняться до его понимания театра - это как подняться по лестнице, в которой один пролет отсутствует, надо перелететь. Только сейчас, когда мы выпустили "Каина", я ощутил, какая это большая потеря - его отъезд. Я даже не про себя говорю, про театр вообще. Сегодня нет ориентиров. Человек, который был таким ориентиром, исчез из театра и театрального пространства Москвы".

О выборе между театром и кино: "Один скажет - театр, другой - кино. Одно могу утверждать точно: в хорошем театре лучше, чем в плохом кино, и наоборот. В моем случае это неотделимые друг от друга варианты. Снимаясь в кино, я обрел уверенность и на театральных подмостках. Я доволен тем, как складывается моя актерская жизнь. Но нельзя останавливаться. Как говорят американцы, нужно "оставаться голодным". У меня вся жизнь еще впереди - хочется многого еще добиться и в театре, и в кино".

По материалам: wikipedia.org, kino-teatr.ru, kgrebenshikov.ru, 24smi.org, vokrug.tv, lichnaya-zhizn.ru, muzh-zhena.ru

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Актер

  • Матрешка (2017)
  • Тайны города "ЭН" (2016), сериал
  • Сценарий (2016)
  • Клиника усыновления (2016), сериал
  • Анна Каренина (2016)
  • Последняя жертва Анны (2015)
  • Пороги (2015), сериал
  • Двойная сплошная (2015), сериал
  • Гражданка Катерина (2015)
  • Тени прошлого (2014)
  • Замок на песке (2014)
  • Тест на беременность (2014), сериал
  • Слабая женщина (2014)
  • Долгий путь домой (2014), сериал
  • Тамарка (2013)
  • Сезон любви (2013)
  • Пропавшие без вести (2013), сериал
  • Ожерелье (2013)
  • Найти мужа в большом городе (2013), сериал
  • Две зимы и три лета (2013), сериал
  • Лорд. Пес-полицейский (2012-2013), сериал
  • Шериф-2 (2012), сериал
  • Фантом (2012)
  • Подстава (2012)
  • Осенний лист (2012)
  • Лорд. Пес-полицейский (2012), сериал
  • Единственный мой грех (2012), сериал
  • Час Волкова-5 (2012), сериал
  • Русская наследница (2011), сериал
  • Доярка из Хацапетовки-3 (2011), сериал
  • Дар (2011), сериал
  • Голубка (2011), сериал
  • В ожидании любви (2011)
  • Весна в декабре (2011), сериал
  • Такая обычная жизнь (2010), сериал
  • Серафима прекрасная (2010), сериал
  • Последняя минута (2010)
  • Любовь Надежды (2010)
  • Когда на юг улетят журавли (2010)
  • Дом малютки (2010)
  • Голос матери (2010)
  • Варенька. И в горе, и в радости (2010)
  • Час Волкова-3 (2009), сериал
  • Танго с ангелом (2009), сериал
  • Петля (2009), сериал
  • Лабиринты лжи (2009)
  • Доярка из Хацапетовки. Вызос судьбе (2009), сериал
  • Вторые (2009)
  • Варенька. Испытание любви (2009)
  • Братья Карамазовы (2009), сериал
  • Похождения нотариуса Неглинцева (2008), сериал
  • Одна ночь любви (2008)
  • Новая жизнь сыщика Гурова (2008), сериал
  • Дети белой богини (2008)
  • Ваша остановка, Мадам! (2008)
  • Атлантида (2007-2008), сериал
  • Тридцатилетние (2007), сериал
  • Судебная колонка (2007), сериал
  • Последняя репродукция (2007)
  • Морозов (2007), сериал
  • Важнее, чем любовь (2006), сериал
  • Студенты (2005), сериал
  • Гражданин начальник-2 (2005), сериал
  • Аэропорт (2005), сериал
  • Место под солнцем (2004)
  • Сибирский цирюльник (1998)
  • На ножах (1998)
  • Русский роман (1993)