Игорь Черневич

Дата рождения:

30.09.1966

Место рождения:

Орша, Беларусь

Советский и российский актер театра и кино. Заслуженный артист России.

"Я не люблю фальши".

Биография

Игорь Черневич родился в самой обычной советской семье. Его родители работали на текстильном заводе и к искусству никакого отношения не имели. О детстве актер с ностальгией вспоминает: "Я вырос в Белоруссии, в Орше - это такой маленький городок, который тогда был очень некрасивым, но... он был прекрасным. Я играл в футбол, ходил в походы, ловил рыбу, читал книги о путешествиях - все как у всех, в общем-то".

Окончив школу, юноша хотел пойти в большой спорт, его даже брали в перспективные футбольные команды. Однако родители настояли на том, чтобы он поступал в институт. Игорь выбрал факультет робототехники в Минском Политехе, сдал все экзамены, но не прошел по конкурсу. Зато этих оценок хватило для того, чтобы стать студентом Ленинградского института водного транспорта. Здесь молодой человек проучился год, понял, что занимается не тем, чем ему хотелось бы, и вернулся домой, в Белоруссию.

Ничто не предвещало Черневичу попасть в актерскую профессию. Учась в школе и институте, он даже в самодеятельности никогда не участвовал. И родители ему прочили будущее инженера. Но случай распорядился иначе. Игорь рассказывает: "Мне почему-то захотелось танцевать, и пошел я во Дворец культуры, где был кружок танцев. По дороге перехватила меня какая-то сумасшедшая, просто затянув в комнату. Я не понимал, чего она от меня хочет... Оказалось, что эта энергичная женщина - руководитель народного театра, где я и прозанимался полгода…"  

Эта встреча повлияла на дальнейшую судьбу юноши. Он решил пойти в актеры. Через год собирался поступить в московское Щукинское училище. Однако неожиданно для самого себя, оказавшись в Ленинграде, стал студентом знаменитого педагога местного театрального института Льва Додина. Игорь поделился: "К моменту поступления я был в театре, наверное, раза два за всю жизнь - они в мой родной город не заезжали. Кто такой Додин - не знал, естественно. Программа у меня была просто сумасшедшая: Пушкин, Лермонтов и "Как закалялась сталь". Я был очень советский мальчик, наивный, вообще ничего не знал".

Театр

В 1989 году актер окончил институт и был принят на службу в Санкт-Петербургский Малый драматический театр, художественным руководителем которого был его наставник Лев Додин. Дебютной работой в театре стал спектакль "Gaudeamus", где артист исполнил две роли – Богданова и Карамычева.

Затем Черневич сыграл Соловьева и Музыканта в "Клаустрофобии". С этой постановкой у Игоря связано первое серьезное творческое потрясение: "Знаете, одним из самых ярких впечатлений в моей профессиональной жизни был спектакль "Клаустрофобия", который мы играли в Киришах. Во время спектакля больше половины зрителей ушли… В зале осталось, наверное, два десятка человек, и они нам устроили такую овацию... Я испытал просто невероятный восторг тогда, потому что именно такое воздействие должно оказывать искусство".

В 90-е годы в жизни актера наступил кризис. "Я тогда развелся с первой женой, и как-то у меня сильно изменилась жизнь. Пошло к тридцати годам, я подумал, что, может, занимаюсь не совсем тем, чем должен заниматься. Даже попробовал открыть свой бизнес, но быстро понял: это не мое", - поясняет Игорь.

На этой волне артист принял приглашение поработать во французском театре "Бобини", сыграть в спектакле "Морфий" булгаковского Воланда. В одном из интервью актер поделился: "Продюсер, который занимался вывозом нашего театра за границу, узнал, что я собираюсь уходить, и предложил: "Давай сделаем спектакль"… Меня интересовал сам эксперимент. Я вообще не особо лихой человек, который бросается из огня да в полымя, сжигает за собой мосты. А тут захотелось чего-то вот такого... Думаю, что это был хороший опыт - и актерский, и человеческий. Но работать там по профессии я бы, конечно, не смог. Да это практически невозможно для театрального артиста. Язык держит намертво. Просто отработал в Париже полугодовой контракт".

Спустя год, замученный ностальгией и поисками себя в профессии, Игорь Черневич снова переступил порог родного МДТ, и на этот раз остался в театре навсегда. "Вернулся я, потому что стало совсем плохо. Потому что понял: мне необходим этом дом, эти люди - эта компания", - вспоминает Игорь. - Я понял, что прирос к этому дому, что уважаю Льва Абрамовича как учителя и режиссера, и мне трудно работать с кем-то другим".

В театре Игорь Черневич был задействован во всех ведущих постановках. В спектакле "Бесы" сыграл эпизодическую роль студента Эркеля, показав себя тонким атмосферным актером. В пьесе "Вишневый сад" по А.П.Чехову исполнил Гаева.

В постановке "Пьеса без названия" артисту достался образ Осипа - человека, считающего несправедливым свое социальное положение. Игорь намеренно усложнил своего простого и страшного героя, словно ведя беспрерывный диалог с богом о несправедливости, которая произошла.

Играя Жана в постановке "Фрекен Жюли", актер на глазах у зрителя перерождается в хама, заполоняющего все и вся, играет жестко, стильно и беспощадно. "Нам очень важно было попробовать адекватно передать энергию заблуждений человека, попытаться погрузиться в "крайности" человеческого сознания, в такие его тайники, которыми, как нам кажется, он совсем не пользуется, а на самом деле пользуется довольно часто. То есть, скажем, когда человек может убить другого человека и при этом быть уверенным, что он его спасает. Идея эта проистекает от большой глупой души", - поясняет артист.

Стоит отметить сложную многополярную роль актера в "Чевенгуре" по мотивам романа Андрея Платонова. Его гражданин Пиюся - неистовый и жестокий борец за светлое будущее, страшный в своем стремлении к упорядоченности, приведению всех и вся к единому образцу. Но и беззащитный одновременно, как наивны и беззащитны в создании призрачного коммунистического рая его товарищи.

Злободневным оказался спектакль "Тень стрелка" по Шону О'Кейси о событиях столетней давности, произошедших в далекой Ирландии. В пьесе Игорь сыграл Донэла Дэворена. Основную мысль автора актер понял так: "Ирландское общество того времени приходит к состоянию, когда невозможно остаться в стороне от происходящего. Когда неминуемо становишься либо палачом, либо жертвой. Проскочить не получится. Концентрация ненависти и равнодушия такова, что жертвы неизбежны. Эта тема всегда актуальна для нашей страны, в большей или меньшей степени".

Также Игорь Черневич был задействован в христоматийных работах театра: "Король Лир" по У.Шекспиру, "Три сестры" по А.Чехову, "Коварство и любовь" Ф.Шиллера, "Враг народа" Г.Ибсена и других.

В копилке актера появляются все новые интересные роли. Он продолжает беззаветно служить мельпомене, работая с режиссером – единомышленником: "Додин делает именно то, что для меня очень важно, - он делает послания. Это именно тот крик, о котором я уже несколько раз говорил и который пробьется сквозь любую толщу. На это я всегда готов пойти".

Кинематограф

В кино Игорь Черневич дебютировал в 1991 году в фильме Валерия Мартынова "Кольцо", после чего режиссеры обратили на актера внимание. В одном из интервью он рассказал: "Женя Иванов увидел меня в фильме "Кольцо", это был мой дебют в кино. Он вызвал меня на кинопробы, мы поговорили и как-то понравились друг другу. И вот с тех пор дружим и работаем. "Никотин" придумали и сняли быстро, сразу стали делать фильм "Дух", но его мы снимали три с половиной года".

В "Духе" артист исполнил роль бывшего сержанта-десантника, попавшего в тюрьму за умышленные убийства. О своем герое Игорь говорит: "Дух - парадоксалист, это человек, которому может нравиться война, как наркотик. Мне это интересно и по стилю, и по ощущению - человек на последнем дыхании: бескомпромиссность, незагруженность в социуме, когда свободен, когда общаешься только с самим собой и каким-то своим богом".

К этому же периоду относится и первый опыт работы в зарубежном кино. Актера пригласили в картины венгерского производства "Bolshe Vita" и "Обвинение". А в начале 2000-х он снялся в рейтинговых отечественных сериалах: "Агентство "Золотая пуля", "Убойная сила" и "Мужчины не плачут".

В мелодраме Бориса Хлебникова "Коктебель" Игорь Черневич был задействован в главной роли. Он сыграл отца, отправляющегося со своим сыном в путешествие из Москвы в Коктебель. Отец когда-то рассказал сыну об удивительной горе, взлетев с которой на планере, можно воплотить вечную мечту человека - подняться в небо навстречу ветру и свободе. Но юноша тщетно ищет на карте заветный город. На самом деле Коктебель - это прекрасная мечта о полете, о свободе и недосягаемом счастье.

Позже состоялись главные роли в фильмах: "Жесть" и "Блюз опадающих листьев" и второстепенные - в "Брежневе", "Мечте", "1814", "Ветке сирени". Примечательно, что режиссеры постоянно предлагали актеру играть следователей: "Смешно, конечно, даже в фильме про лицей - "1814" - следователя играю. Почему предлагают, для меня загадка. Но, во-первых, детективный жанр востребован, а, во-вторых, в профессию следователя входит умение думать. И этим мне интересно заниматься. Так что я не против таких ролей", - комментирует Игорь.

В 2007 году Евгений Иванов пригласил актера в приключенческий сериал "Пером и шпагой" о "секретной дипломатии", шпионах и придворных интригах времен правления в России императрицы Елизаветы I. Черневич исполнил в картине Дугласа.

Конец 2000-х ознаменовался для артиста крупными работами: Юрий в "Питерских каникулах" с Александром Феклистовым и Иваном Охлобыстиным; главврач Уткин в мелодраме "Прянички" о молодом петербургском докторе.

Часто актера приглашают в знаковые проекты на эпизодические, но очень характерные роли. В "Белой гвардии" он работал с Сергеем Гармашом, Константином Хабенским, Федором Бондарчуком, Михаилом Пореченковым и сыграл там Сергея Тальберга. В "Высоцком. Спасибо, что живой" в постановке Петра Буслова исполнил роль майора, в "Небесном суде. Продолжении" Алены Званцовой - Германа Борисовича Кашина.

Свежими работами актера в кино являются фильмы: "Бирюк", "Темный мир: Равновесие", "Контрибуция". В 2016 году вышел сериал "Следователь Тихонов", снятый по мотивам детективных романов и повестей Аркадия и Георгия Вайнеров. В фильме впервые объединены все дела знаменитого сыщика МУРа, расследующего самые громкие преступления, совершенные в 1970-х годах. Игорь Черневич исполнил в ленте эпизодическую роль Дмитрия Логунова. На съемочной площадке артист работал в ансамбле с Михаилом Ефремовым, Сергеем Шакуровым, Светланой Ивановой, Федором Бондарчуком и другими звездами отечественного кинематографа.

Личная жизнь

Первой супругой актера была его однокурсница по Ленинградскому театральному институту Ирина Тычинина. Этот брак просуществовал до середины 90-х годов, а после развода Игорь пообещал себе больше никогда не связывать свою судьбу с женщинами творческих профессий.

В одном интервью актер откровенно признался: "После первого брака я дал себе зарок: кто угодно, только не актриса... С другой стороны, в период "межсезонья" - между женами у меня был долгий роман с одной женщиной... Она занималась семейным бизнесом. Вроде частный случай, но, по-моему, здесь есть некая тенденция: людям, которые не относятся к этому роду деятельности (назовем так, чтобы не говорить слово "искусство"), трудно нас понять. Почему ты замкнулся, почему ходишь из угла в угол, почему что-то пишешь и просишь, чтобы тебе не мешали. Вроде все хорошо, я тебя люблю, ты меня, есть хлеб, есть масло. "Чего тебе еще надо?"... Жена-актриса такого вопроса не задаст".

Так случилось, что своей клятвы Игорь не сдержал: его вторая жена Екатерина Решетникова тоже актриса. Супруги вместе работают в Малом драматическом театре и растят двоих сыновей - Ивана и Филиппа. Для мальчиков актер старается быть во всем примером: "Очень на это надеюсь. Я не могу им сказать: дети, надо жить так-то и так-то, потому что сам не знаю. Отец говорил мне какие-то правильные вещи. Но только сейчас я воспринимаю его жизнь, как пример. Невозможно специально прожить примером, им можно только быть. Дети все видят и все понимают, они чувствуют фальшь лучше нас. Но я стараюсь разговаривать с ними".

Свободное время Игорь по возможности проводит с семьей. Они часто выбираются вместе на рыбалку, в лес или просто на дачу. Однако есть у артиста и маленькое хобби – он является большим любителем бильярда.

Интервью

О себе

"Я, скорее, человек бездействия: может быть, это следствие моего убеждения, что одна из важнейших задач в жизни - не навредить. Поменьше наследить хотелось бы, поменьше сделать плохого. И бездействие в этом смысле очень полезно".

"Мне не нравятся люди, которые следят за модой, потому что это модно. Я не люблю фальши. Не люблю артистов, которые бегают по баням и фитнесам из-за того, что там можно встретиться с "олигархами". Поулыбаться - и чего-то от них получить".

О патриотизме

"Мы легко объединяемся в ненависти и гневе против кого-то, но никак не можем объединиться в любви к самим себе. Думаю, что патриоты, все-таки, - те, кто останавливается на пешеходных переходах и пропускает людей. Кто не берет взятки. Кто выбрасывает сигареты в урну. Кто говорит "здравствуйте", "до свидания". Кто не губит леса. Кто уважает приезжающих в его страну. Это все, конечно, очень непросто. Но только такой патриотизм я хотел бы воспитать в себе и в своих детях".

О мечте

"В отличие от театра, в кино я играл брутальных персонажей, что меня всегда удивляло. На самом деле мне очень хочется играть комедию".

О театре и кино

"Я одинаково серьезно отношусь и к той, и к другой работе. У Додина есть такой метод: мы читаем какой-то роман или пьесу, актеры собираются и делают показ режиссеру. Очень часто актерское ощущение, первое интуитивное восприятие текста бывает наиболее интересным, искренним и свободным, верным и точным. Работа в кино – это и есть первый показ. Очень ценно, что нет  долгих репетиционных мучений. Другой вопрос, что в кино ты уже ничего изменить не можешь. Театр тем и замечателен, что мы играем некоторые спектакли годами. "Фрекен Жюли" идет восемь лет, и каждый раз это – новый спектакль. Хотя я, бывает, ужасно мучаюсь, но бесконечно приятно, когда понимаешь, что ЭТО сегодня произошло. Но в театре ты не видишь себя со стороны: и, может, тебе это только кажется, что - здорово. А на самом деле - ужасно…"

О творчестве

"Акт творчества, мне кажется, - это не задушевный разговор с публикой, это всегда парадоксальная история, всегда шок, всегда крик. Я именно этим хочу заниматься, а не ловить отголоски своего эха над какой-то пустотой".

По материалам Википедии и сайтов: chernevich-igor.my1.ru, kino-teatr.ru, livejournal.com, vokrug.tv, peoples.ru, ruskino.ru, rusactors.ru, mn-biz.ru, 24smi.org, mdt-dodin.ru.

Звания и награды:

  • Заслуженный артист Российской Федерации (2011)
  • Премия имени В.И.Стржельчика за исполнение роли Гаева в спектакле "Вишневый сад" (2015)

Фильмография: Актер

  • Следователь Тихонов (2016), сериал
  • Контрибуция (2015)
  • Полицейский участок (2015), сериал
  • Город (2015), сериал
  • Фронт (2015), сериал
  • Посредник (2014), сериал
  • Бирюк (2014), мини-сериал
  • Небесный суд: Продолжение (2013), сериал
  • Темный мир: Равновесие (2013)
  • Дед (2012)
  • Версия-3 (2012), сериал
  • Василиса Кожина (2012)
  • Без следа (2012), сериал
  • Белая гвардия (2012), сериал
  • Очкарик (2012)
  • Конфетка (2012)
  • Дело гастронома № 1 (2011), сериал
  • Высоцкий. Спасибо, что живой (2011)
  • Явление природы (2010)
  • Парень с Марса (2010)
  • Чевенгур (2009)
  • Питерские каникулы (2009)
  • Пьеса без названия (2009)
  • Прянички (2008)
  • Сумасшедшая помощь (2008)
  • Мы из будущего (2008)
  • Бесы (2008)
  • Пером и шпагой (2007), сериал
  • На пути к сердцу (2007), сериал
  • Любовь одна (2007)
  • Ветка сирени (2007), сериал
  • 1814 (2007)
  • Жесть (2006)
  • Блюз опадающих листьев (2006)
  • Мужчины не плачут-2 (2005), сериал 
  • Господа присяжные (2005)
  • Брежнев (2005)
  • Мужчины не плачут (2004), сериал
  • Коктебель (2003)
  • Убойная сила-4 (2002), сериал 
  • Копейка (2002)
  • Агентство "Золотая пуля" (2002), сериал
  • Дух (1998)
  • Больше вита (1996)
  • Никотин (1993)
  • Кольцо (1991)