О проекте Свой среди чужих, чужой среди своих. Х/ф

По повести Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова "Красное золото".

Маленький губернский городок на юге России, 20-е годы. Кончилась Гражданская война, но до полной победы большевиков еще далеко. В округе активно действуют бандиты, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку. Однако пропавший золотой груз ставит под угрозу их дружбу. Подозрение в предательстве и смертельная опасность - не слишком ли много для одного человека? 

Режиссерский дебют Никиты Михалкова в полнометражном кино. Лента снята в жанре "советского вестерна", основоположником которого принято считать "Белое солнце пустыни". "Жанр действительно был определен с самого начала. Я был тогда под впечатлением картин Серджио Леоне. В какой-то степени он побудил меня начать "Своего среди чужих…", - признавался Михалков.

Фактически дебютной в "полном метре" картина стала и для исполнителя главной роли Юрия Богатырева – именно после роли Егора Шилова к актеру пришла всесоюзная слава. Михалков знал Богатырева по Щукинскому училищу, снял его в своем дипломе, а потом еще в шести фильмах: "Он был великий артист. Честно говоря, такого артиста я не встречал".

Михалков вспоминает, что на съемках Богатырев второй раз в жизни сел на коня и абсолютно не умел драться. Актер, несмотря на уговоры всей группы и самого Кайдановского, категорически отказывался дать в ухо его герою - просто не мог причинить другому боль. Убедил его только крик Михалкова: "При чем тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец!".

После завершения работы над сценарием Михалков получил повестку из военкомата. Ни собственная известность, ни слава отца и старшего брата, ни попытка заступничества Сергея Бондарчука не спасли режиссера от призыва. На время его службы проект был заморожен.

Первоначально местом съемок выбрали Дальний Восток. Снимать в Чечено-Ингушской АССР Михалкову посоветовал уроженец тех мест, друг семьи танцор Махмуд Эсамбаев. Сергей Михалков тогда был народным депутатом от Чечено-Ингушетии, и предполагалось, что его сыну там окажут действенную помощь.

В массовку набирали местных жителей. Администратор, имея в виду гонорар за съемку, объявил: "Приходите с паспортом, конный — 10 рублей в день, пеший — пять". Чеченцы поняли это по-своему и вложили в свои паспорта кто десятку, кто пятерку. В результате режиссер еле отбился от обвинений во взяточничестве.

Особенности местного менталитета давали о себе знать и дальше. Когда массовку рассчитали на первый-второй и велели первым стать пассажирами ограбленного поезда, а вторым — разбойниками, все чеченцы вдруг стали "вторыми". А получая задание, спрашивали: "Оружие вы будете давать, или нам свое принести?"

Когда каскадеры обсуждали сцену ограбления поезда - как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать, - один из чеченцев молча вскочил на коня, догнал поезд, который шел в депо на перерыв, прыгнул с седла в вагон, потом обратно в седло и, усмехаясь, вернулся на место. Профессионалы просто обомлели. Кстати, многие головоломные сцены актеры исполняли сами.

Работа в Чечне закончилась 15 ноября - на месяц раньше намеченного: в республике выпал обильный снег, и натурные съемки пришлось завершать под Баку.

Еще несколько любопытных фактов из истории создания фильма:

  • В цветной ленте есть черно-белые эпизоды. Причина - не только в художественном замысле, но и в том, что "Мосфильм" выделил на проект всего 5400 метров пленки "Кодак".
  • Во время съемок Михалков расписался со второй женой - Татьяной. Церемония прошла в местном деревенском загсе - ни белого платья у невесты, ни смокинга у жениха. Под ноги "брачующимся" у двери метнулась мышь. Невеста запрыгнула на стул и не слезала с него до конца торжественной процедуры.
  • Татьяна, а также художник Александр Адабашьян и оператор Павел Левешев появляются во флэшбеках из прошлой жизни атамана Брылова. В крошечной роли конного красноармейца в первых кадрах картины снялся Борис Галкин; в одном из эпизодов мелькнул известный впоследствии Юрий Кузнецов. Чекиста Николая Кунгурова из-за загруженности Александра Пороховщикова озвучивал Игорь Кваша.
  • Константин Райкин легко согласился побриться наголо для роли татарина Каюма, но для работы в театре актеру пришлось сшить парик.
  • Сцена расстрела предателя была взята из кинопроб. Актер там сначала в одной рубашке, через минуту в другой, то с бородой, то без. Но до сих пор на это никто не обратил внимания.
  • Михалков получил за фильм 2809 рублей за режиссуру и 725 рублей за роль, Богатырев - 1102 рубля 50 копеек, Кайдановский -850 рублей, Солоницын - 2060, Шакуров - 1139, Пороховщиков - 826, Райкин - 504, Калягин - 235 рублей.

(В статье использованы материалы с сайта svoysredi.ru).

Валерий Кичин о фильме (Российская газета, №4597 от 26 февраля 2008 года):
"Дебютный фильм Никиты Михалкова по сценарию Эдуарда Володарского. Молодой режиссер сразу заявил о себе как мастер жанрового кино, сделав лихой "советский истерн" и заняв в нем только первых звезд нашего кино. Голодающая, разрушенная гражданской войной Россия вынуждена покупать хлеб за границей. Сопровождать предназначенное для этого золото в Москву поручено группе чекистов. Но кто-то предал, и груз разграблен. И далее, как в хорошем голливудском кино, герой отправляется искать врага в одиночку".

Награды и призы:
- Премия жюри Никите Михалкову на МКФ в Дели (1976),
- Участие в ФЕСТ-76 в Белграде,
- Участие на МКФ в Сан-Себастьяне (1994).

Художественный фильм (СССР, 1974).
Режиссер: Никита Михалков
Сценаристы: Эдуард Володарский, Никита Михалков
Оператор: Павел Лебешев
Композитор: Эдуард Артемьев
В ролях: Юрий Богатырев, Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Николай Пастухов, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Николай Засухин, Александр Калягин, Константин Райкин