О проекте Иваново детство. Х/ф

По мотивам рассказа В. Богомолова "Иван".

Потеряв во время войны мать и сестру, малолетний Иван становится разведчиком в тылу врага.

"Такой войны мы еще не знали, такую войну нам никто еще не показывал", - говорит об этом фильме режиссер Карен Шахназаров.

Эта лента прославила до той поры никому не известного режиссера Андрея Тарковского. Трагическая история 12-летнего разведчика партизанского отряда, чье сердце переполнено ненавистью к немцам, не может никого оставить равнодушным.

Судьба жестоко обошлась с Ваней, и теперь осиротевший ребенок в меру своих сил воюет против тех, кто виновен в гибели его близких. Счастливым он теперь может быть только в своих снах, которым уже никогда не суждено сбыться. Одно из таких сновидений герой и видит в последние минуты жизни.

В конце фильма юный разведчик погибает в неравной борьбе с фашистами, и его смерть лишний раз подтверждает мысль о несовместимости войны и детства.

Награды и премии

  • Главный приз "Золотой лев" на МКФ в Венеции (1962);
  • Главный приз МКФ в Сан-Франциско (1963);
  • Главный приз "Золотая голова Паленке" МКФ в Акапулько (1963);
  • Специальный диплом на МКФ в Карловых Варах (1970);
  • и другие (более 15 призов)

Художественный фильм (Мосфильм, 1962).
Режисcер: Андрей Тарковский
Авторы сценария: Михаил Папава, Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский
Художник-постановщик: Евгений Черняев
Оператор-постановщик: Вадим Юсов
Композитор: Вячеслав Овчинников
В ролях: Николай Бурляев, Валентин Зубков, Евгений Жариков, Валентина Малявина, Степан Крылов, Николай Гринько, Дмитрий Милютенко, Ирина Тарковская, Андрей Кончаловский, Иван Савкин, Владимир Маренков, Вера Митурич

Марина Тарковская, "Литературная газета", № 19, 2005:
"Андрей Тарковский защитился во ВГИКе короткометражкой "Каток и скрипка", получил красный диплом, и встал вопрос: что делать дальше? В это время на "Мосфильме" другой режиссер снимал "Иваново детство" по Владимиру Богомолову, но фильм не получался, хотя были уже израсходованы большие средства. И тогда Михаил Ромм предложил на эту картину Андрея Тарковского. Андрей вместе с Андреем Кончаловским и Михаилом Папавой переписали сценарий. Новое там было – сны Ивана. Сны – возвращение в прекрасное довоенное время Ивана. Тарковский вообще снял картину заново. Это была и первая совместная работа с Вадимом Юсовым, замечательным оператором, чья поэтическая, экспрессивная манера – тоже знак фильма.
Еще, думаю, нужно сказать о замечательной музыке Вячеслава Овчинникова. Особенно прекрасна тема Ивана – светлая и трагическая, щемящая. Андрей потом повторил ее в "Рублеве" – ему было свойственно самоцитирование.
"Иваново детство" сразу стало знаменитым. Фильм был не похож на каноны нашего военного фильма. В 62-м году он получил Гран-при в Венеции. Но дискуссии были большие – и у нас, и за рубежом. Наше начальство считало фильм пацифистским. Итальянская газета "Унита" писала, что автор негативно относится к героической войне. А Жан Поль Сартр в защиту фильма писал, что ребенок Иван – он и жертва, он и герой.
Действительно, Иван в военное время теряет то, что присуще ребенку, и это остается только в снах. Он травмирован войной, истеричен, полон только жаждой мести.
Да, "Иваново детство" против войны в принципе как антигуманного явления, тем более участия в ней ребенка. Психика Ивана изуродована войной. Но есть же в фильме и замечательные образы военных.
В "Ивановом детстве", как всегда у Тарковского, есть мотивы биографические. В одном из снов появляется паутина, и Иван говорит: "Мама, там кукушка". Это воспоминание самого Андрея в разговоре с мамой, когда ему было четыре года. И в блиндаже, когда Ивана хотят отправить в Суворовское училище и говорят: почитай это, почитай то. А он отвечает: "Я это читал. И это читал". Это от самого Андрея. Он очень много читал."