О проекте Свинарка и пастух. Х/ф

"Свинарка и пастух" - самая любимая картина Ивана Пырьева. Идея фильма пришла режиссеру в голову, когда, прогуливаясь по Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, он купил небольшую шкатулку: "На ней яркими красками, в иконописной манере… были изображены ангелоподобный пастух, играющий на свирели, и босоногая девушка с прутиком, в сарафане, пасущая поросят…"

Знатную вологодскую свинарку Глафиру Новикову, приехавшую в Москву на Выставку народного хозяйства, сыграла Марина Ладынина, а прославленного дагестанского пастуха Мусаиба Гатуева, полюбившего девушку, – Владимир Зельдин. Для актера эта роль была первой в кино.

Еще один полноправный герой фильма – столица СССР. Москва предстает в ленте чудесным городом счастья, любви, молодости – настоящим центром мирозданья. Недаром именно в Москву съезжаются лучшие люди страны, чтобы среди фонтанов и памятников провести самые яркие и незабываемые дни жизни.

Историю любви, вспыхнувшую между двумя передовиками производства, с удовольствием смотрят и по сей день. Немало тому способствуют замечательные песни, звучащие в картине. Слова "друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве" давно стали крылатыми.

Картина снималась в 1941 году. В июне, когда началась война, фильм еще не был доснят. Пырьев, как и многие из группы, записался добровольцем на фронт. Но был дан приказ доделать фильм.

Зрители сразу же полюбили картину. Критики были строже, называли ленту "лубком", "деревенским балаганом", "дешевым зрелищем". И только Александр Довженко прислал Пырьеву телеграмму: "Вы сделали восхитительную картину. Благодарю и поздравляю. Довженко".

Художественный фильм (СССР, 1941). 
Режиссер: Иван Пырьев
Сценарий: Виктор Гусев
Оператор: Валентин Павлов
Композитор: Тихон Хренников
В ролях: Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Николай Крючков, Осип Абдулов, Никита Китаев, Григорий Алексеев, Г. Счастливцева

Призы:

1942 - Сталинская премия (II степени - Виктор Гусев)
1942 - Сталинская премия (II степени - Марина Ладынина)
1942 - Сталинская премия (II степени - Валентин Павлов)
1942 - Сталинская премия (II степени - Иван Пырьев)
1942 - Сталинская премия (II степени - Тихон Хренников)

Иван Дыховичный ("Известия" 14-16 января 2005 года):
"Я очень люблю режиссера Пырьева. Так же сильно, как высотные здания в Москве, как ВДНХ, как белый Геор­гиевский зал Кремля, как торт с розочками. "Свинарка и пастух" - картина в каком-то смысле абсолютная. Ес­ли люди могут с любого места начать петь - это уже при­ятно. Вообще все условия, которые ставились перед ки­но и человеком в те печальные годы, в картине соблю­дены. Она наполнена жизнью. Я обожаю Марину Ладынину. Это удивительная женщина, которую мне удалось увидеть в 6 лет совершенно голой. Она плавала в реке. Это было первое женское тело, которое я увидел обна­женным. И мне очень повезло, потому что она была оча­ровательна. Когда ей исполнилось 60, она оставалась хо­роша собой. Всю жизнь она играла каких-то чудовищ­ных социалистических ударниц, а внутри оставалась фантастической женщиной с настоящим характером, который мог удержать такого человека, как Пырьев, око­ло нее очень много-много лет. "Свинарка и пастух" производит сегодня удивительное впечатление своим пато­логическим задором. Посмотрите на эту картину как на фильм-абсурд, и тогда вам все станет мило и понятно".

Валерий Кичин о фильме (Российская газета, №4690 от 24 июня 2008 года):
"В СССР доминировали два типа музыкальных фильмов - голливудский (Григорий Александров) и "простонародный" (Иван Пырьев). Оба были любимы. Но если причину успеха комедий Александрова "Веселые ребята", "Весна" и пр. легко понять, то любовь к "Свинарке и пастуху" для меня загадка. Единственное достоинство - симпатичные песни Хренникова, и среди них неувядающая "Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве". В ролях - разбитная Марина Ладынина и романтичный Владимир Зельдин, старательно изображавшие "простых советских людей".

Другие материалы