О проекте Иван Грозный. Х/ф

Иван IV (время правления с 1530 по 1584 год) - сын Василия III от брака с Еленой Глинской. Русский царь, прозванный в народе Грозным за необычайно жестокий характер.

Этот масштабный фильм великого режиссера Сергея Эйзенштейна рассказывает о борьбе Ивана Грозного за объединение княжеств раздробленной феодальной Руси. Цель правителя – создание мощного централизованного государства. И режиссеру, и актеру Николаю Черкасову, сыгравшему главную роль, удалось показать не только тяжелое время в жизни страны, но и личную трагедию царя, потерявшего и своих друзей, и любовь, и доверие народа.

Режиссер Андрей Тарковский так писал об этом шедевре кинематографического искусства: "Есть фильм, который предельно далек от принципов непосредственного наблюдения, - это "Иван Грозный" Эйзенштейна. Картина эта не только в своем целом представляет иероглиф, она сплошь состоит из иероглифов, крупных, мелких и мельчайших, в ней нет ни одной детали, которая не была бы пронизана авторским замыслом или умыслом. Я слышал, что сам Эйзенштейн в одной из лекций даже иронизировал над этой иероглификой, над этими сокровенными смыслами: на доспехах Ивана изображено солнце, а на доспехах Курбского - луна, поскольку сущность Курбского в том, что он светит отраженным светом... Тем не менее, картина эта удивительно сильна своим музыкально-ритмическим построением. Чередование монтажных кусков, смена планов, сочетание изображения и звука - все это разработано так тонко, так строго и так закономерно, как разрабатывает себя только музыка".

Призы:

1990 МКФ в Берлине. Участие в Программе «Retrospective» (Сергей Эйзенштейн);
1946 МКФ в Локарно. Приз за лучшую операторскую работу (Андрей Москвин). Приз за лучшую операторскую работу (Эдуард Тиссэ);
1946 Сталинская премия I степени (Серафима Бирман, Андрей Москвин, Сергей Прокофьев, Эдуард Тиссэ, Николай Черкасов, Сергей Эйзенштейн.

Интересные факты

Первая серия вышла в прокат 16 или 20 января 1945 года. За нее режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени. Вторая серия картины ("Боярский заговор") была подвергнута резкой критике со стороны Сталина, увидевшего в ней прямые параллели с реалиями собственной власти. В результате вторая серия появилась на экранах лишь в 1958 году.

По опросу киноведов мира в 1978 году фильм был назван восьмым среди ста лучших лент всех времен.

Эта картина стала дебютом для будущего народного артиста СССР Георгия Вицина (роль опричника).

"Иван Грозный" – последний фильм кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.

Художественный фильм (Мосфильм, 1944 - 1945). 2 серии.
Режиссер и автор сценария: Сергей Эйзенштейн
Операторы: Андрей Москвин (павильоны), Эдуард Тиссэ (натура)
Композитор: Сергей Прокофьев
Текст песен: Владимир Луговской
В ролях: Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Серафима Бирман, Павел Кадочников, Михаил Жаров, Амвросий Бучма, Михаил Кузнецов, Михаил Названов, Андрей Абрикосов, Александр Мгебров, Всеволод Пудовкин, Павел Массальский, Владимир Балашов, Эрик Пырьев, Георгий Вицин, Анель Судакевич

Наум Клейман (ОРКФ "Кинотавр  - 96", программа "Выбор критика"):
"Иван Грозный" как художественное целое существует только в двух снятых и третьей, имеющейся в сценарной, графической и теоретической формах. Я выбираю этот фильм потому, что:
1. Эйзенштейну удалось создать, на мой взгляд, целостный экранный мир "по законам, им самим над собой признанным" для данного произведения.
2. Эйзенштейн выполнил свой нравственный долг и проявил гражданское мужество в ситуации, когда постановка эта грозила
смертельной опасностью для жизни.
3. Впервые после Пушкина и Мусоргского Эйзенштейну удалось создать в России трагедию универсального (всемирного) значения. Этическая и эстетическая системы этого фильма продуктивны даже для тех, кто с ним спорит".

Иван Дыховичный (Известия (130000), №40, 7 марта 2007):
"Фильм "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна стал одним из самых значительных событий мирового кинопроцесса. В картине снялись звезды отечественного кинематографа середины 40-50-х годов XX века – Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Павел Кадочников. В этом фильме одну из лучших своих ролей сыграла Серафима Бирман, создав трагический образ Ефросиньи Старицкой.
Начавшись прославлением единовластия, фильм кончается приговором тиранической власти и обличением деспотизма. Вторая серия подверглась резкой критике со стороны Сталина и дошла до зрителя только в 1958 году, спустя 10 лет после смерти Сергея Эйзенштейна. Мысль о неотвратимости расплаты за победу в борьбе за власть не могла быть высказана в советском кинофильме конца сороковых годов".