О проекте Табор уходит в небо. Х/ф

Музыкальная драма снята по мотивам ранних романтических рассказов Максима Горького. В картине красочно показан быт, культура и творчество цыган Бессарабии XIX века.

В основу сценария фильма лег рассказ Горького "Макар Чудра", написанный в 1892 году в Тифлисе. Это произведение было первым опубликованным творением автора. 

Неземная, всепоглощающая любовь героев - красавицы-цыганки Радды и удалого молодца-цыгана Лойко Зобара - потрясает воображение читателя. Горький так описал их в своей книге: "Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, - удалый был малый! И уж коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня - все равно Зобар на нем  гарцевать станет! Эге! разве он кого боялся? Да приди к  нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла - это уж как раз!" ,"О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает. Много посушила она сердец молодецких, ого, много! На Мораве один  магнат, старый, чубатый, увидал ее и остолбенел. Сидит на коне и смотрит, дрожа, как в огневице".

Режиссеру Эмилю Лотяну удалось изобразить на экране эту красивую пару именно так, как писал о них Горький. На роли Радды и Лойко были выбраны талантливые артисты Молдавии Светлана Тома и Григоре Григориу. После выхода картины на экраны страны для актрисы наступил звездный час.

Светлана Тома: "Еще в семидесятом, сразу после фильма "Живой труп", Эмиль сказал: "Вот когда я сниму тебя в роли цыганки, увидишь, что будет!" Войдя в его кабинет на "Мосфильме", я увидела, что стол завален альбомами с фотографиями актрис. Я должна была пробоваться наравне с ними! К этому времени я уже хорошо знала Эмиля, мы были знакомы десять лет. Я прекрасно понимала: он хотел снимать именно меня, но ему было необходимо доказать самому себе, что никто не сыграет эту роль лучше. Поэтому мне пришлось проходить пробы дважды. И только после этого я получала официальную телеграмму от директора картины: "Вы утверждены на роль Радды. Начало съемок через две недели". Это была самая тяжелая роль в моей жизни. Снимали, как всегда, в Карпатах, пыль, жара, цыгане вокруг... Режим Эмиль установил страшный: вставали в пять часов и работали до изнеможения... На площадке он все время кричал: "Это плохо, невозможно плохо, бездарно!" Он делал это нарочно, это его стиль: создать на площадке максимальное напряжение, которое потом передается зрителям. Снимали танец в поле. Нужно было пластически передать любовный диалог: рождающуюся страсть и одновременно соперничество... У меня каблучки, а поверхность, естественно, неровная, - того, что хотел Лотяну, не получалось. Тогда он распорядился выровнять площадку и приказал нам снять обувь. На землю положили кусок жести. Солнце палит нещадно, жесть раскалена, а я танцую. Лотяну все равно недоволен, бросился показывать, как нужно двигаться... но тут же соскочил с железного листа: стоять на нем босиком было невозможно. Тогда он прорычал: "Принесите им носки!" Но в носках было еще хуже: они скользили. В результате мы все-таки танцевали босиком на раскаленной жести." (Из интервью журналу "Молодежь Эстонии").

Премии и награды

Светлана Тома была признана лучшей актрисой года по опросу журнала "Советский экран". Картина стала лидером проката в 1976 году, ее посмотрело 64 млн зрителей.
Фильм получил призы на международных кинофестивалях в Сан-Себастьяне в 1976 году, в Белграде в 1977 году, в Панаме в 1977 году и в Париже в 1979 году.

Художественный фильм (Мосфильм, 1976)
Режиссер: Эмиль Лотяну
Композитор: Евгений Дога
В ролях: Светлана Тома, Григоре Григориу, Павел Андрейченко, Мария Капнист, Михаил Шишков, Георге Димитриу, Борислав Брондуков, Василий Сумчич, Барасби Мулаев, Ляля Черная, Нелли Волшанинова, Всеволод Гаврилов, Олег Хабалов, Алена Бузылева, Ион Шкуря, Елена Садовская