О проекте Родион Щедрин. "Поэтория". Концерт для поэта, смешанного хора и оркестра на стихи Андрея Вознесенского

"Поэтория" написана на стихи А.Вознесенского (сборник "Ахиллесово сердце").
В трех частях концерта раскрыта, по словам самого композитора, тема Родины: "Россия военная", "Художники предреволюционные", "Россия сегодня".
Ведущие вечера - Дарья Спиридонова и Юлиан Макаров.
Исполнители: ГАСО России, дирижер Владимир Юровский.
Солисты: Евгений Миронов (поэт), Наталья Борискова (народный голос)

Сложнейшее произведение было мало известно широкому зрителю, так как исполнялось в СССР всего несколько раз и с большими трудностями (по идеологическим соображениям), пресса о нем практически не писала. Хотя в "Поэтории" были задействованы общепризнанные исполнители (Г. Рождественский – дирижер; А. Вознесенский – поэт; хор, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и народная артистка РСФСР Людмила Зыкина). 

Андрей Вознесенский вспоминал первое исполнение "Поэтории" в Большом зале консерватории в Москве: "Поэторию" нашу постоянно не разрешали к исполнению. Великие палочки Г. Рождественского, Е. Светланова, И. Гусмана, Ю. Темирканова вопросительно замирали: разрешат – не разрешат? При первом исполнении "Поэтории" в Большом зале разрешающий телефонный звонок последовал всего за несколько секунд до звонка в зрительном зале. Еще бы! Щедрин в "Поэторию" ввел церковные колокола, "Матерь Божию", хоры. Лет за 20 до разрешения торжеств тысячелетия Крещения Руси свел песнопение с концертной музыкой, ввел впервые в консерваторский зал авангардную пожарную сирену – так что публика во время репетиции ринулась к выходу, считая, что случился пожар, – а это, может быть, и было пожаром?"

"Поэтория" была исполнена на Международном фестивале в Бостоне (Англия) и получила признание за высочайший уровень исполнения, за оригинальное использование фольклора в симфоническом произведении.