О проекте Укрощение таланта

Документальный сериал (Россия, 2011), 4 серии.
Режиссер Елена Плугатырева.
Автор Ольга Радвилович.
Оператор Александр Добрияник.
Продюсер Наталья Родоманова.

Цикл о четырех художниках, которые начинали работать до революции, а в 20-е годы ХХ века активно «строили новое искусство». В отличие от многих «первых лиц» русского авангарда герои цикла не были репрессированы, не выбрали путь эмиграции, дожили до старости и даже продолжали работать. Но каждому из них пришлось заплатить за это свою цену. 
В цикле фильмов принимают участие прямые потомки художников. Использованы семейные архивные материалы.

1-я серия. «Николай Суетин»
Построить страну, где люди живут в супрематических домах, сидят на супрематической мебели, ходят в одежде супрематического дизайна... Над воплощением этой утопии работал самый преданный ученик Казимира Малевича Николай Суетин. Он создавал проекты домов, дизайн тканей, работал на Ленинградском фарфоровом заводе, где изготавливал чашки, блюдца, вазы, исполненные в супрематической манере. А дальше – крах супрематистов, травля Малевича, эмиграция или аресты бывших собратьев по цеху. Суетин не расстался со своими идеалами, просто отныне был вынужден тщательно их скрывать.

2-я серия. «Натан Альтман»
Поэт Велимир Хлебников присвоил Альтману звание «Председатель земного шара». В дореволюционном художественном Петрограде Натан Альтман занимал особое место. Его, практически единственного, принимали и «правые» и «левые», картины Альтмана можно было увидеть на выставках футуристов и на вернисажах «Мира искусства». Его знаменитый портрет  Анны Ахматовой  критики называли «не вещью, а вехой в искусстве». Революцию Альтман встретил радостно, сотрудничал с Анатолием Луначарским, оформлял революционные праздники, заседал в НАРКОМПРОСе, даже вылепил скульптурный портрет Владимира Ленина с натуры. В 1928 Натан Исаевич уехал на гастроли с Еврейским театром в Париж и остался там на восемь лет. Когда вернулся, сразу же понял – он попал в другую страну, где для его прежней живописи не будет места.
В фильме принимают участие искусствоведы Александр Боровский, Наталья Козырева, Эраст Кузнецов, историк литературы Борис Фрезинский, архитектор Зоя Томашевская, художник Александр Пастернак
 

3-я серия. «Владимир Лебедев»
С его именем связан один из феноменов советского искусства – «ленинградская детская книга 20-х годов». Почти 40 лет Лебедев иллюстрировал все книги  Самуила Маршака, а некоторые из них были специально написаны поэтом «на картинки Лебедева». Параллельно Владимир Васильевич успевал выпускать агитационные плакаты, создавал многочисленные живописные и графические циклы, где словно оживали типажи послереволюционной России – солдаты и матросы, проститутки и нэпманши… О его мастерстве ходили легенды, но в 1936 в газете «Правда» появилась статья «О художниках-пачкунах» - Лебедева обвиняли в том, что он «уродует книжки советских детей». Владимир Васильевич обещал исправиться, попытаться «освоить метод соцреализма», однако его позднюю графику и живопись нельзя сравнить с ранними работами.
В фильме принимают участие падчерица художника Ада Лазо, искусствоведы Александр Боровский, Наталья Козырева, Эраст Кузнецов.


4-я серия. «Лазарь Хидекель»
Лазарю Хидекелю было пятнадцать лет, когда его картины выставлялись рядом с мастерами авангарда, шестнадцать – когда его статьи и манифесты печатали в журналах Утвердителей Нового Искусства, восемнадцать – когда он возглавил лабораторию супрематической архитектуры в Государственном институте художественной культуры, двадцать четыре года – когда его чертеж «Рабочего клуба» поместили ведущие архитектурные журналы мира. Новая политика в искусстве заставила Хидекеля спрятать супрематическое видение за классическими фасадами. Он проектировал школы, кинотеатры, заводы и тайно продолжал рисовать «города будущего».
В фильме принимают участие сын архитектора Марк Хидекель, его жена (невестка Лазаря Хидекеля) – искусствовед Регина Хидекель (США), архитекторы, ученики Л.М. Хидекеля – Олег Романов, Маргарита Штиглиц, Валентина Лелина.
 

Подробнее о сериале >>