О проекте Четыре времени обновления

Телевизионная программа (Россия, 2011). 4 фильма.
Над программой работали: Анна Николаева, Мария Николаева, Александр Рязанов, Алексей Горбатов, Николай Спицын, Павел Филиппов, Елена Глазунова, Михаил Лобанов, Виктор Логвинов, Екатерина Сахацкая, Елена Комарова, Наталья Гладкова, Валентина Кузнецова
Композитор Виктор Булатов.
Текст читает Михаил Малиновский

Этот проект, по сути, рассказ о жизни и становлении музея. Это захватывающие истории приключений картин, неожиданные герои и невероятные события. Поэтому авторы решили воссоздать образ музея во времени и пространстве строчкой Бориса Пастернака: «Жить, думать, чувствовать, любить…».

Фильм 1-й.
Время первое. …Жить…
Речь пойдет о событиях начала ХХ века. Благодаря перераспределению ценностей в 20-х годах часть картин из Румянцевского музея была переведена в молодой тогда Музей изобразительных искусств. Среди картин, переданных в Пушкинский музей, были «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта, «Воз сена» Камиля Коро, офорты Рембрандта и Пиранези.

Фильм 2.
Время второе. …Думать…
Самый активный период пополнения Пушкинского музея начался в 1924 году, и длился ровно 8 лет. Это получилось не по воле музея, а по воле исторической ситуации в стране. Происходило перераспределение коллекций по музеям и национализация частных собраний. Сотрудники музея ездили в Ленинград, в Киев, в Музейный фонд и в старые особняки. Они искали, находили и боролись за право и возможность повесить в стенах своего музея тот или иной шедевр.
Благодаря этому из Эрмитажа в Пушкинский музей пришли картины Лукаса Кранаха, Питера Рубенса, Франса Снейдерса, Никола Пуссена. Из подмосковных усадеб, музей получил в свое собрание полотна Анжелики Кауфман, Камиля Коро и Бернардо Белотто.

Фильм 3.
Время третье. …Чувствовать…
В 1948 году в Пушкинский музей пришла огромная часть из только что уничтоженного Музея нового западного искусства. Это были картины Матисса, Пикассо, Марке, Тулуз-Лотрека, Дега и других европейских художников конца XIX начла XX веков.
Музей нового западного искусства был открыт в Москве в 1920 году на основе коллекций московских собирателей. Он просуществовал почти тридцать лет и был первым музеем современного искусства в мире.
В этой серии речь идет о разделе коллекции, об истории и людях Музея нового западного искусства, о которых позабыли.

Фильм 4.
Время четвертое. …Любить…
В 1986 году начался новый этап создания картинной галереи Пушкинского музея, связанный с созданием Музея личных коллекций. Это оказалось невероятным по разнообразию и масштабу пополнением коллекции, особенно картинной галереи. В Пушкинский пришел Репин и Коровин, Бенуа и Альтман.
Сама идея Музея личных коллекций - заслуга доктора искусствоведения, коллекционера Ильи Самойловича Зильберштейна. Это была совместная борьба за осуществление прекрасной идеи, которую вели Зильберштейн и директор Пушкинского музея Ирина Александровна Антонова.
История этого подразделения Пушкинского музея связана с именами многих увлеченных и бескорыстных коллекционеров. И замечательно, что и до сих пор в музей приходят и приносят свои дары собиратели из Москвы и Петербурга, из Европы и Америки.