О проекте Парадный портрет власти

Цикл документальных фильмов(Россия, 2011), 4 фильма.
Режиссер-постановщик Елена Плугатырева.
Сценарий Ольга Радвилович.  
Оператор-постановщик Александр Добрияник.
Композитор Владислав Панченко.
Продюсер Наталья Родоманова.

Исаак Бродский. Его имя было хорошо известно любителям живописи и коллекционерам до революции. Ученик Репина, блестящий салонный художник, он не имел недостатка в заказах, а его мастерская была модным салоном. После революции Бродский одним из первых занял новую нишу в советском искусстве - портрет Ленина он написал уже в 1919 году и не прогадал. Репродукции его картин издавались миллионными тиражами. Среди советских художников он первым получил орден Ленина. И не было в огромной стране человека, который не знал бы его полотен "Ленин в Смольном", "Ленин на Путиловском заводе", "Ленин и манифестация". Но в историю Исаак Бродский вошел не только благоларя этим картинам. Именно ему доверили возродить и сохранить традиции императорской Академии художеств, а в частной коллекции Бродского хранились картины художников, которых официальная власть предпочитала забыть. В его мастерской можно было увидеть не только работы Репина и Серова, но и запрещенных художников-эмигрантов - Григорьева, Судейкина, Шагала
В фильме принимают участие искусствоведы Александр Боровский, Михаил Герман, Ольга Томсон, заведующая Музеем-квартирой И.И. Бродского Наталья Балакина, научный сотрудник Музея-квартиры И.И. Бродского Владимир Сырковский.

Николай Андреев. Сын бывшего крепостного, Николай Андреев до революции занял особое место в художественной Москве. Его работы закупала Третьяковская галерея, ему заказывали скульптурное оформление новых столичных зданий, а его памятник Николаю Гоголю просто расколол Москву на два лагеря – сторонников и противников Андреева. После революции пришлось завоевывать репутацию заново. В советском искусствознании его имя, в первую очередь, связывают с созданием «ленинианы». Именно Андреев стал автором канонического, хрестоматийного образа вождя, по которому нередко сверяли сходство последующие портретисты власти. Профиль Ленина работы Андреева украшал партбилет, копии его скульптур «Ленин за работой», «Ленин слушает доклад», «Ленин-оратор» стояли почти в каждом учреждении, а оригинал скульптуры «Ленин-вождь» встречал посетителей «главного музея страны» – Музея Ленина в Москве. Именно андреевские изображения Ленина тиражировались на плакатах первомайских и ноябрьских демонстраций. В тени «ленинианы» остались другие работы скульптора, судьба которых нередко складывалась трагически.

Альфред Эберлинг. Когда-то художнику Альфреду Эберлингу позировал Николай II. На протяжении почти шестнадцати лет он был придворным живописцем последнего императора. Писать портреты царской семьи Эберлинг приходил в Зимний дворец, а в своей мастерской он рисовал лучших балерин императорских театров – Анну Павлову, Матильду Кшесинскую, Тамару Карсавину, с которой художника связывали не простые отношения. Власть сменилась, но своего положения Эберлинг не потерял. В 1924 году он принял участие в конкурсе на лучший портрет вождя для денежных купюр и получил первую премию. С этого дня Эберлинг снова стал придворным художником – рисовал Сталина, Молотова, Кагановича... В перерывах между почетными заказами, в своей мастерской, в центре Ленинграда Эберлинг занимался с учениками. Он рассказывал им о старых европейских мастерах, которых видел когда-то в оригинале в Италии и Франции. Иногда в мастерскую подсылали стукачей, но Эберлинг сразу же заводил беседу о том, как рисовал Ленина.

Дмитрий Налбандян. Его называли «первой кистью Политбюро». Работы Дмитрия Налбандяна занимали центральные места на всесоюзных выставках, им отводили целые залы в Третьяковской галерее. За долгую жизнь классик соцреализма Налбандян успел получить все награды и премии, которые только возможно было получить в Советском Союзе. Он рисовал Ленина по памяти, Сталина, Хрущева, Брежнева – с натуры и очень жалел, что ни Горбачев, ни Ельцин не захотели дать ему шанс запечатлеть их на холсте. Ведь как говорил сам Дмитрий Аркадьевич: «Я работаю в области вождя». Но был и другой, неофициальный Налбандян. В свободное время художник писал пейзажи и натюрморты, которые и сегодня высоко ценятся на аукционах русской живописи.

Читайте также:
Премьера. Парадный портрет власти