О проекте Монолог в 4-х частях. Юрий Норштейн

Документальный фильм (Россия, 2007).
Режиссер: Наталия Урвачева
Автор сценария: Надежда Виноградова
Операторы: Владимир Семенов, Игорь Попов
Компьютерная графика: Ольга Байч
Текст читает: Сергей Дрейден

"В мире достаточно много талантливых режиссеров, владеющих искусством создавать напряжение на экране, но только единицам в кино даровано умение передавать состояние счастья и долго держать в нем внимание зрителя. К этой редкой плеяде принадлежит Юрий Норштейн", - так охарактеризовал мультипликатора известный киновед Наум Клейман в своем предисловии к книге Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой "Сказка сказок".

Часть 1-я. В первой части своего "Монолога" Юрий Норштейн рассказывает о том, что для него мультипликация стоит в одном ряду с другими видами искусств и, в частности, с живописью. Он очень любит малых голландцев, любит всматриваться в их картины, особенно во второй, третий планы, считает, что эти картины очень кинематографичны. Он делится впечатлениями детства, которые не покидают его до сих пор и, более того, они влияют на творчество режиссера.
В передаче использованы фрагменты мультфильмов Норштейна - "Лиса и заяц", "Цапля и журавль", "Ежик в тумане", "Сказка сказок", и "Амаркорд" Федерико Феллини.

Часть 2-я. Юрий Борисович рассказывает о районе Марьиной Рощи, где прошло его детство, о детской художественной школе, в которой учился вместе с будущими известными мультипликаторами Вячеславом Назаруком, Эдуардом Назаровым, В. Караевым, В. Поповым. Там же учились братья Стругацкие и Франческа Ярбусова, с которой в дальнейшем Юрий Норштейн будет сотрудничать, и она станет его женой. Юрий Борисович вспоминает о первых годах работы на киностудии "Союзмультфильм", о коллегах-режиссерах - Владимире Дегтяреве, Романе Качанове. Вспоминает о том, как Ролан Быков помог получить помещение для студии, о своих замыслах и секретах творчества.

Часть 3-я. Юрий Норштейн бродит по гоголевским местам Петербурга, рассказывает о работе, о рождении гоголевских образов, о том, как в образах "растворяются" жизненные впечатления. Он говорит о том, что в мультипликации помимо творческой составляющей есть еще большая доля технологической работы, и порой творчеству сложно пробиться через технологию. Юрий Борисович говорит о важности того, кто из актеров озвучивает мультфильм. Он вспоминает, как работал с Иннокентием Смоктуновским. Говорит о том, как важно взаимопонимание с оператором, вспомаинает работу с Александром Жуковским.

Часть 4-я. Юрий Норштейн вспоминает, как родился образ Поэта в мультфильме "Сказка сказок", как собирательный образ совершенно неожиданно оказался внешне похожим на Николая Гумилева. Подробно говорит о работе над мультфильмом "Шинель".