О проекте Сталин и писатели

Документальный сериал (Россия, 2011). 4 фильма, 8 серий. 
Автор и ведущий: Бенедикт Сарнов
Автор сценария: Александр Родионов
Режиссеры: Владимир Буробин, Андрей Егоров, Юлия Сатарова
Оператор: Вячеслав Дробот

Авторское исследование литературоведа Бенедикта Сарнова, основанное на его одноименной книге-исследовании, рассказывает о взаимоотношениях Сталина и видных литераторов 1920-1930-х годов, о трагических последствиях вмешательства власти в жизнь творческих людей. Каждый фильм – это захватывающее расследование о взаимоотношениях тоталитарной власти и литературы. Демьяна Бедного, например, связывали со Сталиным личные дружеские отношения, а Горького – отношения таланта и поклонника. В этот раз речь пойдет о писателях Алексее Толстом и Борисе Пильняке.
 
1-й фильм. "Сталин и писатели. Максим Горький". Программа посвящена взаимоотношениям вождя с Максимом Горьким, который в 1920-е годы был одним из самых популярных русских писателей в мире. Его пьесы шли в знаменитых европейских театрах, его проза издавалась стотысячными тиражами, а гонорары были огромны. И, конечно же, в случае с Горьким у Сталина был определенный расчет: он хотел использовать его в своих пропагандистских целях…

Сотрудничество Горького с советской властью продолжалось менее 10 лет, но определило советскую культуру на десятилетия вперед. В СССР Горький возглавлял Союз писателей, он создал стилистику и идеологию соцреализма в литературе. "Джаз – музыка толстых!", "С кем вы, мастера культуры?", "Если враг не сдается – его уничтожают!". Это одни из самых живучих пропагандистских формул писателя. "Горький, в свою очередь, надеялся, что его "дружба" со Сталиным даст ему возможность влиять на сталинскую политику, способствовать смягчению сурового сталинского режима, – считает Сарнов. – Но довольно скоро он понял, что из его намерений ничего не вышло. Когда Горький стал серьезной помехой для осуществления весьма важных и далеко идущих сталинских планов, вождь решил эту проблему, руководствуясь своим неизменным, не раз оправдывавшим себя принципом: "Нет человека – нет проблемы".

2-й фильм. "Сталин и писатели. Демьян Бедный". В фильме рассказывается о поэте Демьяне Бедном, которого связывали с советской властью особые отношения. Сейчас имя Демьяна Бедного мало известно. А было время, когда он был без преувеличения самым знаменитым советским поэтом. С 1911 года он печатался в большевистских газетах, в годы Гражданской войны Бедный агитировал на фронтах, в 20-х годах сотрудничал с "Окнами РОСТА". Вплоть до 1930-х годов Демьян Бедный – любимейший народный поэт. Он вращался в кругах высшей партийной элиты и жил в Кремле, постоянно печатался в "Правде" и транслировал в стихах партийную политику. Самое главное – во всех политических спорах он неизменно выступал на стороне Сталина. Возможно, именно поэтому он единственный, у кого со Сталиным сложились личные отношения, никто не осмеливался переходить с вождем на такой тон: "Родной, – обращается в личном письме Бедный к вождю, – я оказался в лестной и приятной для меня роли оселка, на котором вы оттачиваете свой кинжал, и этот стальной кинжал, приобретя блеск и остроту, будет потом всажен куда следует, в этом я ничуть не сомневаюсь…". Не сомневался в этом и сам Иосиф Виссарионович.

3-й фильм. "Сталин и писатели. Алексей Толстой".   Программа  посвящена писателю Алексею Толстому, которому пришлось расплатиться талантом за попытки примирить авторское "я" с "политической необходимостью".

4-й фильм. "Сталин и писатели. Борис Пильняк".  В передаче рассказывается о том, что для Бориса Пильняка оказалась смертоносной та художническая откровенность, которую он позволил себе в "Повести непогашенной луны".