О проекте Исаакиевский собор

Цикл документальных фильмов (Россия, 2007). 3 фильма.
Руководитель проекта: директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" доктор педагогических наук Николай Викторович Нагорский
Режиссер-постановщик: Антон Алексеев
Авторы сценария: Александр Кащенко, Гелий Славский, Ирина Малярова.
Операторы: Михаил Голубков, Александр Дегтярев, Антон Васильев, Александр Добрияник.
Художник по костюмам: Татьяна Романова.
Продюсер: Наталья Родоманова
Ведущий: Андрей Толубеев

Судьбы храмов похожи на жизни людей. И среди них встречаются свои герои – избранники судьбы, которым суждено было пережить целые исторические эпохи. Они видели и величие, и поношение; в них преклоняли колени императоры и простолюдины; под их сенью разворачивались необыкновенные драмы и обыденные житейские истории... Таков Исаакий.
Трехсерийный документальный фильм рассказывает о судьбе Исаакиевского собора на фоне бурной и противоречивой истории России.

Уникальные съемки интерьера одного из красивейших соборов Санкт-Петербурга, уникальные кадры кинохроники, оригинальная компьютерная графика и анимация, исторические сцены-реконструкции, и, наконец, ведущий Андрей Толубеев помогают погрузиться в историю одного из архитектурных памятников Европы – собора преподобного Исаакия Далматского.

Фильм 1-й. "Первенец".
"Таинство рождения… Таинство появления на свет… Не им ли определяется всякая судьба? Ведь недаром мы говорим – он родился под счастливой звездой!"

Тот Исаакий, который известен сегодня всем, кто хоть раз побывал в северной столице, на самом деле - четвертый по счету храм. Каким он был раньше?
В фильме рассказывается об основании Санкт-Петербурга и появлении в 1707 году первой деревянной церкви в честь преподобного Исаакия Далматского при Адмиралтейских верфях, о венчании Петра и Екатерины в Исаакиевской церкви, о строительстве каменного собора - второго Исаакия, а также о пожаре и разрушении второго собора.

Фильм 2-й. "Небо на земле".
"Монферран относился к той породе мужчин, для которых главным делом в жизни становится работа. Подлинный Монферран являлся не на светских приемах, а на строительной площадке, в архитектурной мастерской, в одиночестве, склонившись над эскизами и набросками…"

В фильме рассказывается о строительстве третьего и затем четвертого Исаакиевского собора, который известен сегодня всем и стал одним из символов Петербурга. Инициатором строительства нового, четвертого по счету собора преподобного Исаакия, стал император Александр I. Над внутренним убранством храма работали скульптор И.П. Витали и художник К.П. Брюллов. Открытие и освящение Исаакия в 1858 году практически совпало со смертью его архитектора Огюста Рикарда де Монферрана, для которого создание собора стало главным делом жизни.

Фильм 3-й. "Время перемен".
"Исаакий похож на человека с нелегкой, но, по сути, счастливой судьбой! Из всех испытаний он выходил с честью. Его перестраивали, ломали, закрывали, в него стреляли… но смуглое золото куполов Исаакия по-прежнему сияет на петербургском небосклоне…"

Эта часть истории жизни Исаакиевского собора охватывает период с конца XIX века по настоящее время. В фильме рассказывается о колокольном звоне Исаакия, русской Пасхе, революции 1917 года, об отношении советского правительства к Русской православной церкви: изъятие церковных ценностей и превращение Исаакиевского собора в антирелигиозный музей в 1931 году.