О проекте Тайны забытых побед

Цикл документальных программ (Россия, 2007 - 2008), 30 серий.
Руководитель проекта: Фаид Симфоров
Текст читает: Василий Лановой

Официальный сайт сериала>>

«Устремленные в будущее»
Сценарий Фаид Симфоров.
Режиссер Борис Головня.
Гениальный и в тоже время малоизвестный авиаконструктор Владимир Михайлович Мясищев. Все его проекты опережали время. Порой настолько, что министр авиапрома Дементьев как-то сказал: "Проекты Мясищева будут реализованы тогда, когда все забудут наши могилы". Но некоторые из своих проектов Мясищев все же реализовал. Диапазон технических решений потрясает воображение: от изящной "Гжели" до легендарного "Бурана".

«Штурман»
Режиссер и автор сценария Борис Моргунов.
Аксель Иванович Берг был одним из ведущих радиотехников страны. В разгар войны, накануне Курской битвы Сталин встретился с ученым, и результатом их беседы стало создание Центрального научно-исследовательского радиотехнического института - одного из самых секретных учреждений нашего военно-промышленного комплекса. Под руководством Берга была создана новая система радиовооружения флота "Блокада-2". Корабли и береговые части получили надежную связь, средства наблюдения, гидроакустические приборы.
А после войны инженер контрадмирал Берг руководил всей радиолокацией Советского Союза, он вывел страну в лидеры мировой радиолокации.

«Озарения Вернадского»
Автор сценария Лев Николаев.
Режиссер Олег Рябохлыст.
Оператор Сергей Соловьев.
История гениального провидца, академика, философа Владимира Ивановича Вернадского. Его жизненный путь, загадки времени, загадки человеческого бытия, загадки разума. Работы Вернадского намного опередили развитие научной мысли его современников. Только сейчас человечество подходит к пониманию созданных им в первой половине ХХ века трудов. Что же скрывается за названиями "Биосфера" и "Ноосфера" - главными работами выдающегося ученого?

«Победа над временем»
Режиссер и автор сценария Денис Филюков.
"Победа"- не просто один из автомобилей ГАЗа. Эта машина стала эпохальной, задавшей на несколько лет вперед моду мировому автомобилестроению. Это был первый советский автомобиль с несущим кузовом и первый в мире серийный автомобиль с кузовом "бескрылой" формы. Первая и последняя победа отечественного автодизайна, так впоследствии назовут М-20 потомки.

«Запредельный конструктор»
Сценарий Элина Лавриненко, Денис Филюков.
Режиссеры Элина Лавриненко,Денис Филюков.
Вспоминая великих людей столетия, определили 10 лучших автомобильных конструкторов ХХ века. В их число входит основатель "Кадиллака" Генри Лилланд, непревзойденный Генри Форд, всемирно известный Фердинанд Порше, и есть в этом списке наш конструктор - Виталий Грачев. Основатель уникального КБ по созданию вездеходов, создатель бронеавтомобиля БА-64, ракетоносцев и поискового комплекса "Синяя птица", который до сих пор спасает наших космонавтов после их приземления на землю.

«Засекреченный рекорд»
Автор сценария Борис Головня, Лев Николаев.
Режиссер Борис Головня.
История создания винтокрылой машины объединила судьбы двух великих конструкторов Алексея Черемухина и Игоря Сикорского. В августе 1932 года пилот и конструктор Алексей Черемухин превысил мировой рекорд высоты в 35 раз и остался неизвестен, так как информация о рекорде не была опубликована по личному распоряжению Сталина. В это же время в Америке другой русский конструктор - Игорь Сикорский - проводил первые опыты с вертолетами собственной конструкции. Испытания Черемухина были отложены, а сам конструктор отстранен от них как беспартийный, тогда как Сикорский успешно продолжал работу по созданию вертолета, и в 1940 году к нему пришел успех. Черемухин был посажен в тюрьму, после выхода из которой и реабилитации работал в КБ Туполева.

«Проект "X"»
Сценарий Лев Николаев.
Режиссер Фаид Симфоров.
Осенью 1949 года в Москве поднялся в воздух необычный вертолет. Уникальное техническое решение, над которым безуспешно бились все ведущие авиаконструкторы мира на протяжении первой половины ХХ века, удалось только ему - выдающемуся советскому конструктору Николаю Ильичу Камову.
Под его руководством было создано целое семейство вертолетов самого различного назначения: от многофункционального Ка-15 до лучшего боевого вертолета Ка-50 "Черная акула".

«Эффект Алексеева»
Сценарий Денис Филюков, Ирина Родина.
Режиссер Денис Филюков.
Ростислав Евгеньевич Алексеев дважды за свою жизнь перевернул представление человечества о скорости. Законы и принципы, которые он разработал и внедрил, называют "Эффектом Алексеева". Созданное им Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, ежегодно выпускает новые модели кораблей. Многие из них не имеют аналогов до сих пор. Он создал экранопланы, судна - летящие над водой, и во всем мире слово "экраноплан" считается русским. Благодаря таланту Алексеева до сих пор в экранопланах мы опережали мир на 20-30 лет.

«Художник стратегического назначения»
Режиссер и автор сценария Олег Рябохлыст.
Сергей Ковалев - знаменитый корабел, он создал 91 атомоход. В 85 лет Ковалев продолжает проектировать атомные подводные лодки, лично участвует в испытаниях современных субмарин. Его главная разработка - знаменитый крейсер "Тайфун", вооруженный двумя десятками баллистических ракет. Это подводная лодка стратегического назначения. Сегодня она - одна из самых мощных в мире. Сергей Никитич Ковалев также является почетным членом Союза художников России, у которого были свои персональные выставки.

«Властелин Севера»
Сценарий Борис Моргунов, Денис Федорин.
Режиссер Борис Моргунов.
Северный морской путь - главная артерия, связывающая Крайний Север богатый полезными ископаемыми с промышленными центрами. До 1960 года навигация на Севморпути длилась не более 6 месяцев, поскольку дизельные ледоколы не справлялись с толщей льда в зимний период, но созданный в ленинградском КБ ледокол "Айсберг", атомный ледокол "Ленин", сделали навигацию на Севморпути практически круглогодичной.

«Трагедия русского чуда»
Сценарий Ярослав Голованов, Борис Смирнов.
Режиссер Борис Смирнов.
В 1963 году в ОКБ Павла Осиповича Сухого началось проектирование уникального самолета под секретным шифром «100». Главным конструктором «сотки», как ее называли разработчики, был назначен выдающийся авиаконструктор Наум Семенович Черняков.
Через 6 лет «сотка» была готова к летным испытаниям. Это была поистине фантастическая машина - крылатые ракеты с ядерными боеголовками. За рубежом «сотку» называли «Русское чудо» и самолетом ХХI века. И сегодня в третьем тысячелетии самолета с подобными характеристиками в мире нет. К сожалению, после 10 успешных полетов этот проект был закрыт.

«Лунная гонка»
Сценарий Ярослав Голованов, Борис Смирнов.
Режиссер Борис Смирнов.
Летом 1969 года Америка жила в ожидании эпохального события - полета человека на Луну. Американская разведка получила информацию, что русские собираются послать на Луну космический аппарат, который привезет на Землю лунный грунт. Руководил этой работой конструктор Георгий Бабакин. Советская ракета "Н-1" должна была раньше всех доставить на Луну космонавтов, но были проблемы. За три дня до высадки американских астронавтов мы еще могли обогнать Америку в этой гонке, но аппарат Бабакина погиб при посадке.

«Оружие победы: ИЛ-2»
Сценарий Андрей Романовский, Фаид Симфоров.
Режиссер Борис Головня.
ИЛ-2 - самолет нашей победы, "черная смерть" как называли его гитлеровцы. Этот штурмовик был сконструирован гениальным авиаконструктором Сергеем Ильюшиным.
В октябре 1940 года состоялся первый испытательный полет штурмовика, а в августе 41-го ИЛы бомбили Берлин. Немецкие авиаконструкторы выпустили свой штурмовик - "Хенкель", который проиграл по всем статьям. К концу войны самолетов Ильюшина было уже 40 тысяч, а он был удостоен семи Сталинских премий. В 1976 году, последний найденный в болотах под Новгородом ИЛ-2 стал памятником Оружия Победы.

«Голос эпохи»
Сценарий Денис Филюков, Ирина Родина.
Режиссер Денис Филюков.
О главном дикторе Советского Союза Юрии Борисовиче Левитане. Он был одним из личных врагов Гитлера. Его охраняли так же тщательно как Вождя. А ведь всего за несколько дней до Войны этого молодого человека не знал никто. Неудачный опыт поступления во ВГИК, фиаско на радио: тщательными и упорными занятиями Левитан вытравливал из себя знаменитый великорусский «владимирский» говор.
Именно он вел репортажи с Красной площади, в 1941 году объявил о начале войны, читал материалы «от советского Информбюро», все приказы Верховного Главнокомандующего, объявил о Победе. Это Левитан сообщил миру о запуске первого спутника и полете Гагарина. 52 года он проработал с одной записью в трудовой книжке, был предан радио и радиослушателям.

«Звезда Северина»
Сценарий Фаид Симфоров.
Режиссер Сергей Кондаков.
Первый полет Юрия Гагарина, первый выход Алексея Леонова в открытый космос, самые надежные в мире системы спасения космонавтов и летчиков были созданы и создаются в подмосковном НПО "Звезда", которым почти 50 лет руководил академик Гай Ильич Северин. Большинство мировых рекордов в авиации достигнуты благодаря разработанным под его руководством высотных костюмов и скафандров, а катапультные кресла спасают летчиков даже в случае аварии на земле.

«Оружие Победы: Т-34»
После второй мировой войны немецы назвали танк Т-34 лучшим в мире. Но чтобы получить это признание нашему Т-34 пришлось совершить нелегкий путь. В начале 1920-х годов у Красной армии было всего несколько отбитых у белогвардейцев танков "РЕНО", которые использовались только для парадов. В 1937 году инженеры из Харькова Михаил Кошкин, А.Морозов и Н.Кучеренко начали разрабатывать новый советский танк. Всего через три года опытные образцы новой машины отправились в Москву, одним из танков управлял главный конструктор - Михаил Кошкин, а через несколько месяцев в армию поступил и Т-34. Но по иронию судьбы главный конструктор "Оружия Победы" Михаил Кошкин, приведя свой танк в Кремль, умер в 1940 году от пневмонии, так и не узнав, что его Т-34 был признан танком столетия.

«Дамоклов меч»
Режиссер и автор сценария Олег Рябохлыст.
Операторы Александр Павлов, Сергей Соловьев.
Триумф Советского Союза в космосе, Берлинский кризис, сенсационные заявления на XXII съезде КПСС, и, наконец, супер-испытание на Новой Земле, потрясшее весь земной шар, все человечество. В фильме: уникальные кадры кинохроники, свидетельства очевидцев и непосредственных участников событий тех дней.

«Догнать и уничтожить!»
Режиссер Константин Орозалиев.
Сценарий Константин Орозалиев, Фаид Симфоров.
Русский солдат Михаил Девятаев в феврале 1945 года вместе с другими заключенными на самолете "Хенкель" совершили побег из немецкого плена. Он спас от верной смерти девять военнопленных. После двух немецких концлагерей их ждал еще один. Только через 13 лет Девятаеву поверили и вручили Звезду Героя.

«Уральский дракон»
Режиссер Борис Головня.
Сценарий Ярослав Голованов, Евгений Зобов.
"Уральский дракон" прозвище главного конструктора межконтинентальных баллистических ракет для стратегических подводных лодок Виктора Петровича Макеева, данное ему в Пентагоне. Возглавляемое им КБ в уральском городке Миассе в одиночку противостояло американской военно-морской промышленности. И если в начале 60-х годов мы уступали США в дальности, точности и мощности боезаряда, то с начала 70-х мы вырвались вперед и больше не уступали лидерства, а последняя ракета Макеева РСМ-54, созданная в середине 80-х годов, до сих пор считается самым совершенным оружием мирового подводного кораблестроения.

«Самарский резидент»
Режиссер Борис Смирнов.
Сценарий Ярослав Голованов, Фаид Симфоров.
С началом космической эры огромную роль для предотвращения ракетно-ядерной войны стали играть разведывательные спутники. Дмитрий Ильич Козлов - Генеральный конструктор Центрального специализированного КБ "Прогресс", отдавший более 40 лет космической разведке. Его разведывательные спутники до сих пор являются главным инструментом контроля за ракетно-ядерными силами, размещенными на нашей планете. Во многом благодаря разведывательным спутникам, которые называют "спутниками мира", мир стал более надежным.

«Испытания неизвестностью»
Сценарий Константин Орозалиев, Фаид Симфоров.
Режиссер Константин Орозалиев.
Программа посвящена легендарной семье Ильюшиных. Отец Сергей Владимирович - создатель знаменитых самолетов "ИЛ". Сын Владимир Сергеевич - летчик испытатель, но не самолетов отца, а боевых машин Сухого, Микояна, Яковлева. За свою жизнь генерал, Герой Советского Союза Владимир Сергеевич Ильюшин поднял в небо все что может или должно летать. На его счету свыше шестидесяти мировых рекордов.

«Энергия триумфа»
Режиссер Виктор Ющенко.
Сценарий Лев Николаев.
15 июня 1988 года с космодрома Байконур успешно стартовала в космос самая мощная в мире ракета-носитель "Энергия". Она была разработана в одноименном КБ под руководством генерального конструктора Валентина Петровича Глушко. "Энергия" могла выводить в космос полезную нагрузку весом в 100 тонн - 2 железнодорожных вагона. Хотя по решению правительства СССР она предназначалась для вывода на орбиту советского корабля многоразового использования "Буран", эта ракета была универсальной и могла использоваться для полетов на Луну и к другим планетам.

«Забвение "Бурана"»
Режиссер Виктор Ющенко.
Сценарий Лев Николаев.
Космический корабль многоразового использования, "Буран" был создан в СССР в конце 80-х годах. Он совершил беспрецедентный автоматический полет по орбите вокруг Земли и совершил точную посадку на аэродроме в Байконуре. Несмотря на уникальность конструкций, систем управления, современные технологии, сопутствующие созданию этого корабля, этот первый полет "Бурана" и "Энергии" стал последним.

«Трасса Кондратюка»
Режиссер и автор сценария Борис Моргунов.
Его настоящего имени никто не знал, а имя, под которым он был известен, подлежало забвению, но о нем все же вспомнили. Американцы свой знаменитый полет к Луне назвали "Трассой Кондратюка", но и это имя ему не принадлежало. Это был наш гениальный соотечественник, основатель практической космонавтики.

«"Буря". Приказано уничтожить»
Сценарий Ярослав Голованов, Фаид Симфоров.
Режиссер Борис Смирнов.
В середине 50-х годов в СССР проводились работы по созданию средств доставки ядерного оружия к территории США. Это был вынужденный ответ американцам, которые разрабатывали план атомной бомбардировки нашей страны. Самым оригинальным проектом была крылатая ракета большой дальности, получившая кодовое название "Буря". Она была создана под руководством знаменитого конструктора Семена Алексеевича Лавочкина. Внешний облик и стартовый комплекс "Бури" идентичен "Шаттлу". При ее создании впервые в мировой практике был использован титан, а для точного наведения на цель - астронавигация.

«Укрощение "Сатаны"»
Сценарий Ярослав Голованов.
Режиссер Борис Смирнов.
"Сатана", такое название по классификации НАТО получила самая мощная в мире боевая межконтинентальная баллистическая ракета СС-18, созданная в днепропетровском КБ "Южное" Генеральным конструктором Владимиром Федоровичем Уткиным.
Вот уже почти 25 лет она составляет главную ударную силу отечественных ракетных войск стратегического назначения. Она может преодолевать любые системы противоракетной обороны противника и является главным сдерживающим фактором в возможном ракетно-ядерном противостоянии.

«Скальпель»
Режиссеры Фаид Симфоров, Олег Рябохлыст.
Сценарий Денис Филюков, Фаид Симфоров.
В середине 80-х годов в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, останется в истории единственным и неповторимым. Созданы эти боевые ракетные поезда в Днепропетровске, на знаменитом "Южмаше", генеральными конструкторами - братьями Владимиром и Алексеем Уткиными.
Эти поезда можно увидеть лишь случайно, они несут боевую вахту на Севере и Дальнем Востоке, среди тайги и в горах. За ними внимательно следят за океаном, посылая специальные спутники. Делать это трудно, невзирая на все совершенство современной техники. Эти поезда "прячутся" под обычные, и трудно определить, идет это ракетный комплекс или скорый "Пермь-Москва".

«Защита Грушина»
Петр Дмитриевич Грушин - академик, создатель лучших в мире систем противовоздушной обороны. Сегодня ракеты Грушина защищают небо над 60-тью странами мира. Его ракетой были сбиты: в 1960 году разведывательный самолет, считавшийся недосягаемым, самолет над Кубой, во время Карибского кризиса, и баллистическая ракета, впервые в мире. В США повторили подобное только через 23 года.

«Его ракетное величество»
Сценарий Ярослав Голованов, Ирина Родина.
Режиссер Денис Филюков.
За рубежом его считали немецким ракетчиком, украденным во время войны. В Советском Союзе он был одним из самых засекреченных людей, основателем уникальной школы ракетостроения, ведущим конструктором советских боевых ракет дальнего действия. Даже его имя являлось государственной тайной. Пройдет много лет, прежде чем пик на Памире, лунный кратер, корабль космической связи, станцию метро в Москве назовут его именем, именем Янгеля.
На долю Янгеля выпала нелегкая задача - догонять Америку.
Он догнал. Он создал собственное направление, определившее развитие боевой ракетной техники ХХ века. Когда весь мир признал совершенство его ракет, стало понятно, что это абсолютное оружие создано не для войны, а для того, чтобы сохранять мир.