О проекте Истина страстей

Документальный цикл (Россия, 2006), 4 серии.

Ведущий - актер Александринского театра Игорь Волков.
Автор Александр Чепуров.
Режиссер Михаил Трофимов.
Редактор Ольга Байдина.
Операторы Михаил Клюев, Константин Бочин.
Монтаж Сергей Степанов, Светлана Аутсбург.
Ассистент режиссера Наталия Воронова.
Видеомонтаж Николай Пискарев.
Музыкальный редактор Диана Мельник
Звукорежиссер Михаил Козлов.
Грим Людмила Постникова.
Консультанты Ирина Гунькина, Екатерина Слепышева.
В цикле участвует художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринского) Валерий Фокин.

Императорский подъезд
30 августа 1756 года Елизавета Петровна подписала Указ: "Повелели мы учредить русский для Представления трагедий и комедий театр...". На сцене российского театра играют пьесы первого драматурга Сумарокова. Но публика не жалует его вниманием, вольный театр разоряется и ... переходит под императорское крыло. С этого момента "коронованную" сцену преследуют невероятные и даже мистические повороты судьбы.

Драмы и комедии
Последнее представление "Маскарада" на сцене Александринского театра состоялось 2 июля 1941 года. На следующий день бомба попадает в декорационный сарай. Решено объявить, что мейерхольдовский спектакль погиб в огне...
"Северная пчела" обрушивает на премьеру "Ревизора": "Незачем так клеветать на Россию". А поддерживает Гоголя - царь, Николай Павлович. Более того - сам наряжается в шинель жандарма в любительском представлении "Ревизора".
Тургенев знакомится с несравненной Савиной на премьере пьесы "Месяц в деревне".
Неповторимые лики и голоса Александринки... На этом балу маски открывают свои имена и тайны.

Действующие лица и исполнители
В конце XIX века в Актерское фойе театра впервые пришел выпускник театрального училища Юрий Юрьев. Ему предстояло стать первым Арбениным в "Маскараде". А пока... его удивила странная манера александринцев делать небольшие паузы после реплик. Видимо, каждый актер в этом театре играл в отдельности - "показывая" зрителю свою роль.
В Александринку зритель приходил всегда не столько на спектакль, сколько "на актера".
Участвуют: театровед Ирина Цимбал, Андрей Черкасов (сын Николая Черкасова), актеры театра.

Таланты и поклонники
Театральный зал и сцена - два мира, которые встречаются глаза в глаза и ведут игру "веришь - не веришь". Суд партера - вот с чем считались актеры и драматурги. "Партер смеялся беспрестанно, следовательно, цель комедии была достигнута", - писали по поводу новой пьесы. Или - "автор грешит перед партером".
Василий Меркурьев, по рассказам учеников, запрещал им "страдать" на сцене. "Не держите обиду в сердце", - говорил своим коллегам Юрий Толубеев. Нину Ургант сравнивали со скрипкой Страдивари. Но... "поразительно, - восклицает Александр Белинский, - до какой степени актеры Александринки лишены тщеславия".

В эфире:
4 - 7 сентября 2006 года.