О проекте Живешь в таком климате

Авторская программа Анатолия Смелянского (Россия, 2009 - 2010)
Режиссер: Алексей Шемятовский
Оператор-постановщик: Сергей Стариков
Письма Чехова читает Сергей Маковецкий

Программа посвящена пьесам и театру Антона Чехова. Автор "Чайки" разрушал старые условия сцены и пытался предложить современному театру новые условия. Об этих условиях сцены, о том повороте русской и мировой драмы, который был совершен Чеховым.

Анатолий Смелянский сказал, представляя цикл: "Я занимаюсь теми писателями, режиссерами или актерами, которые оказали мощное влияние на русскую культуру.
Думаю, раз в 150 лет мы можем поговорить о том, что составляет тайну творчества Чехова: не о его любовных романах, отношениях с Книппер-Чеховой, а о лаборатории его письма, его поэтике. Помните, у Булгакова в "Театральном романе" есть замечательный образ — волшебная коробочка. Моя задача — рассказать о волшебной коробочке Чехова, его особом мире. Есть его ключевая фраза в момент написания "Чайки", которую мы все знаем, но не понимаем до конца: "Пишу комедию, страшно вру против всех условий сцены. В моей пьесе никакого действия, мало о литературе, пять пудов любви". Против чего "врал" Чехов-драматург, какие каноны разрушил, что создал взамен? Перефразируя Антона Павловича, в своей программе я вру против всех условий телевидения: никакого сюжета, никакой желтизны нет — только волшебная коробочка Чехова: каков чеховский человек, как он говорит и молчит, каковы его соотношения со временем, как играли и играют Чехова в мире.
Почему такое название? Это фраза Маши из "Трех сестер": "Живешь в таком климате, того гляди, снег пойдет, а тут еще эти разговоры...". Или реплика из "Дяди Вани": "Важный дождик". Или про Ялту: "Мерзкая погода, одни свиные рыла, ни одного прекрасного женского лица на набережной. И этот климат изнашивает человека". Изнашивает человека! Это — Чехов. В драме до него этого не было никогда. Бесконечная многоплановость жизни, с мельчайшими подробностями климата, погоды, запахов, звуков, которые переносятся в текст пьесы, в эту самую волшебную коробочку, и там оживают. Это магия. О том, за счет чего же она достигается, лучше всего сказал Пастернак: "Речи и реплики взяты и схвачены из пространства, в котором они были произнесены, они подобны пятнам и штрихам, которые другой использует при изображении леса или луга". В "Дяде Ване", к примеру, все главные события происходят во время грозы, и в эту грозу раскрывается душа человека. Чувство России, пространство, температура, климат — все важно. Это и есть чудо Чехова, когда обычные слова создают вместе волшебный узор. Поймать это очень трудно — многие вещи я сам начинаю понимать и точно формулировать только по ходу работы".