О проекте Великие театры мира

Телевизионная программа (Россия, 2009). 8 программ.
Автор Алексей Бартошевич.
Сценарий Карина Бальян.


Текст читает: Александр Калягин.

Театр в Эпидавре
Греческий театр, расположенный неподалеку от городка Эпидавр, - один из самых древних действующих театров в мире и самый большой. Он вмещает 15 тысяч человек. Театр построен архитектором Поликлетом Младшим в IV веке до н.э. Там поражает все: внешний вид театра, его акустика и перспектива… То, что изобрели древние эллины, то, чем они так наслаждались, для современных режиссеров и актеров оборачивается настоящим испытанием. Спустя века, туда съезжаются театральные коллективы со всего мира, чтобы испытать свои силы в этом древнем пространстве. В фильме представлена история античного театра на основе современных постановок.

Участвуют: режиссеры Теодорос Терзопулос, Томас Мосхопулос, Стафис Ливафинос, руководитель Школы актеров при Национальном Театре Греции Виктор Ардитти, актриса Мария Скуола, актер Аргирис Ксафис и другие.

Использованы сцены из спектаклей: "Персы", "Медея", "Алкеста".

Комеди Франсез
Старейший театр Европы "Комеди Франсез" был создан по Указу Короля Людовика ХIV в 1680 году. В коллективном сознании существует некий миф о "Комеди Франсез", как о хранительнице национальных традиций. Но при этом, это один из лучших театров современности. В фильме раскрывается суть этих традиций, которые выражаются в репертуаре театра, в знаменитой технике актеров и даже в знаменитой актерской иерархии. Пожалуй, во всем мире больше не найти государственного театра, которым управляют актеры. Сосьетеры - так они себя называют.

Участвуют: Генеральный администратор театра Мюриель Майетт, заведующий ателье костюмов Ренато Бианки, актриса-сосьетер Эльза Лепуавр, актер-сосьетер Анджей Северин, актер-сосьетер Мишель Вийермоз, актер-пансионер Серж Багдасарян и другие.

Использовны сцены из спектаклей: "Великая магия", "Смешные жеманницы", "Король Убю", "Дон Кихот".

Королевский Шекспировский театр
Этот театр располагается в маленьком английском городке Стратфорде-на-Эйвоне – родине великого драматурга. Вот уже полтора столетия туда съезжается публика со всего мира, чтобы увидеть и понять настоящего Шекспира. В Королевском Шекспировском театре создавали свои шедевры Питер Брук, Пол Скофилд, Лоуренс Оливье и Вивьен Ли, Тревор Нанн. Сегодня театр переживает радикальную реконструкцию.

Участвуют: главный режиссер театра Майкл Бойд, исполнительный директор Викки Хейвуд; директор Школы Королевской Шекспировской компании Джекки О'Ханлон; хранитель, архивариус Дэвид Хауэлс; исполнительный директор проекта реконструкции театра Саймон Харпер, руководитель пресс-службы Королевской Шекспировской компании Нада Закула; актриса Кети Стефенс.

Использованы сцены из спектаклей: "Гамлет", "Макбет", "Как вам это понравится", "Амбар".

Бургтеатр
Этому театру без малого 270 лет. На его сцену когда-то вышел первый Гамлет германоязычного мира Иоганн Брокман. Там работал легендарный режиссер Генрих Лаубе и основоположник австрийской актерской школы Йозеф Кайнц. Современность театра связана с не менее значительными именами. Сегодня на этой сцене ставят такие режиссеры как Питер Штайн, Люк Бонди, а недавно театр заключил контракт с латвийским режиссером Алвисом Херманисом.

Участвуют: заместитель директора театра Карин Бергман, гид театра Карл Хендель, режиссер Алвис Херманис, артисты Сильви Роре и Николас Офкзарек.

Использовны сцены из спектаклей: "Лорензаччо", "Семья".

Пикколо Театро ди Милано
Успех и слава этого театра связаны с именем его создателя – актера и режиссера Джорджо Стрелера, который назвал свое творение очень просто – "Театр для людей". За полвека Стрелер поставил в "Пикколо" около 300 спектаклей. На них выросло целое поколение зрителей и, конечно, актеров. В этом театре  у каждого найдется свой маленький миф о том, каким был этот режиссер и каким он видел свой театр. Сегодняшний зритель может увидеть только один спектакль великого режиссера "Арлекин, слуга двух господ", с которого началась славная история "Пикколо". Спектакль стал символом театра, а маска Арлекина — судьбой актера Ферруччо Солери, исполняющего эту роль более 45 лет.

Участвуют: главный режиссер театра Лука Ронкони; артисты Ферруччо Солери, Джулия Ладзарини, Энрико Бонавера; директор Актерской школы театра Энрико Д’Амато; директор театра Серджио Эскобар.

Использовны сцены из спектаклей: "Арлекин, слуга двух господ", "Добрый человек из Сезуана", "Буря", "Клоп".

Немецкий Государственный театр — "Дойчес Театр"
Немецкий Государственный театр часто называют домом немецких режиссеров. Именно на этой сцене сформировалось искусство режиссуры и ковалась традиция национальной актерской школы в ХХ веке. Его история связана с именем крупнейшего деятеля театра Макса Рейнхардта. Еще в начале ХХ века под его руководством "Дойчес Театр" стал одной из первых сцен мира. Через "Дойчес Театр" прошла история разделенной Германии. На протяжении 40 лет театр находился в Восточном Берлине, но он не стал заложником этой системы. Это был самый знаменитый театр ГДР, самый открытый.
Сегодня там собрана лучшая труппа немецких актеров. Но главное, вот уже больше века эта сцена притягивает лучших режиссеров страны. В их спектаклях, в разнообразии режиссерских подчерков формируется характер и стиль этого театра.

Участвуют: директор театра Ульрих Куон; режиссер Михаэль Тальхаймер; артисты Маргит Бендокат, Ульрих Маттес, архивариус Ганс Рюбезаме.

Использовны сцены из спектаклей: "Дядя Ваня", "Чайка", "Фауст", "Эмилия Галотти", "Орестея".

Королевский драматический театр — "Драматен"
Этот стокгольмский театр — удивительный перекресток человеческих судеб. История этого театра, который впервые поднял занавес перед придворной публикой в 1787 году, показана через две судьбы: шведского драматурга Августа Стриндберга и режиссера Ингмара Бергмана. "Драматен" с таким же правом можно назвать домом Стриндберга, как Малый театр называют домом Островского. Какая бы театральная волна ни поднималась в Европе, у Стриндберга всегда найдется пьеса, которую сыграют на сцене Королевского драматического театра в Стокгольме. Ингмар Бергман ставил его пьесы всю жизнь. Он начинал в этом театре еще до того, как пришел в кино, и ушел из кинематографа признанным гением, чтобы полностью посвятить себя работе в "Драматене". Сегодня в этом театре работают сотни людей, но все они, так или иначе, связаны с именем великого Бергмана.

Участвуют: директор театра Мари-Луиз Экман; хореограф Матс Эк; режиссер Стефан Ларсон; артисты Мари Рикардсон, Гуннель Линдблом.

Берлинер Ансамбль
Свой первый день рождения театр отпраздновал в ноябре 1949 года. Но знаменитый эпический театр Бертольта Брехта родился намного раньше – в 1928 году, когда на сцене старинного берлинского Театра на Шиффбауердамм сыграли "Трехгрошовую оперу". Тогда мир впервые услышал зонги драматурга Брехта и композитора Курта Вайля и познакомился с новой техникой сценического действия, которую Брехт назвал "системой очуждения". Один из лучших актеров современности Мартин Вуттке говорит, что у каждого немецкого актера и режиссера где-то в подсознании, в подкорке живет опыт Брехта. Пьесы Брехта давно вышли за пределы "Берлинер Ансамбля" и цитатами разошлись по миру. Драматург актуален умением видеть мир во всей его сложности и противоречивости, обостренным чувством социальной справедливости и стремлением сделать человека добрее, а его жизнь светлее и приветливее. Эта приветливость жизни, которую так ценил Брехт, все еще живет в атмосфере "Берлинер Ансамбля" и покоряет каждого, кто переступает порог этого театра.

Участвуют: артисты Кармен-Майя Антони, Вернер Риманн, Мартин Вуттке; литературный консультант Герман Вендрих; директор по костюмам и гриму Барбара Ноек.

Использованы сцены из спектаклей: "Трехгрошовая опера", "Леонс и Лена", "Карьера Артуро Уи, которой могло бы не быть", "Сердце искателя прилючений: наркотики и дурман".

Читайте также:
Великие театры мира на экране

Алексей Бартошевич: "Мы снимали настоящее закулисье"