О проекте Алла Демидова. Театральное зазеркалье

Цикл телевизионных программ (Россия, 2010). 8 выпусков.
Режиссер Игорь Волосецкий.

1-я часть
Алла Демидова размышляет о работе актера как о второй реальности, зазеркалье, о раздвоении актера под влиянием роли, о возможности спрятаться за грим как за маску. Вспоминает о роли Раневской в "Вишневом саде", о своей работе над "Медеей" в Греции, о великих мастерах сцены - Алле Тарасовой, Николае Симонове, Иннокентии Смоктуновском. В программу включены фрагменты фильмов "Стакан воды", "Дети солнца", "Чайка", спектакля "Идиот".

2-я часть
Алла Демидова продолжает рассказ об актерской профессии. Касаясь своей учебы в Университете, а затем в Щукинском училище у Анны Орочко, говорит о своей мечте сыграть Гамлета - роль и сложную, и простую, вмещающую в себя все человеческие чувства. Вспоминает о работе над "Гамлетом" у Николая Охлопкова, затем у Юрия Любимова в Театре  на Таганке и о своем моноспектакле "Гамлет-урок". Сравнивая Гамлета-Высоцкого с другими исполнителями, Демидова размышляет об индивидуальности в актерской профессии, рассказывает о Высоцком как об актере и человеке. В программу включены фрагменты фильма Григория Козинцева "Гамлет" и спектакля Юрия  Любимова.

3-я часть
Алла Демидова рассказывает о лучшем, по ее мнению, спектакле Анатолия Эфроса - "Вишневый сад", о Высоцком в роли Лопахина, о Золотухине в роли Пети Трофимова. Она размышляет о пьесе Чехова как комедии абсурда, о самом писателе, фактически, написавшем историю болезни и гибели сада как историю болезни и гибели человека. Вспоминая о режиссере Андрее Тарковском, актриса рассказывает о знакомстве с ним, о его характере, об их работе над фильмом "Зеркало". Завершает этот выпуск рассказ о поездке в Бостон по приглашению Бродского для участия в вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой. В программу включены фрагменты спектакля "Вишневый сад" и фильма "Зеркало".

4-я часть
Алла Демидова рассказывает о театре "Комеди Франсез", о сохранении театральных традиций, бережном отношении к актеру во французском театре. Делится своими впечатлениями от Парижа, вспоминает о Ж. Виляре, о режиссере Антуане Витезе, о работе с ним, о его смерти. Рассказывает о фестивале в Авиньоне, посвященном памяти Витеза. В программу включены фрагменты спектакля "Тартюф" в постановке А. Витеза.

5-я часть
В этой программе Алла Демидова рассказывает о проектах, предложенных ей знаменитыми режиссерами. Вспоминает о работе с дирижером Евгением Колобовым над моноспектаклем по ахматовской "Поэме без героя", о театре греческого режиссера Теодороса Терзопулоса и совместной работе с ним, о предложениях Б. Уилсона, Антуана Витеза, Джорджо Стрелера. Алла Демидова рада за русских артистов, имеющих возможность работать за рубежом: главное для актера - не упустить свой шанс. О себе же говорит, что ей повезло работать с талантливыми режиссерами: Юрием Любимовым, Андреем Тарковским, Анатолием Эфросом, Антуаном Витезом.

6-я часть
Выпуск целиком посвящен Сергею Параджанову, которого Алла Демидова считает уникальной личностью, гениальным режиссером и художником, фантазером и мистификатором, жизнелюбом, умеющим устраивать неповторимые праздники и делать подарки. Вспоминая о своих встречах с Параджановым, Демидова говорит, что такие люди формируют вкус и стиль, помогают другим талантам, украшают нашу скучную жизнь. В программу включены фрагменты фильмов Параджанова "Тени забытых предков" и "Цвет граната".

7-я часть
Демидова рассказывает о кинорежиссере Ларисе Шепитько, о работе над фильмом "Ты и я". Отмечая жесткий характер Ларисы, ее целеустремленность, трудолюбие, ее трагическое мироощущение, Демидова вместе с тем вспоминает о том, как нежно любила Шепитько своих актеров. Описывает поездку в Женеву, случайную встречу в самолете с Игорем Ильинским, работавшим над ролью Льва Толстого, рассказывает о Юрии Визборе и его друзьях, о съемках фильма "Прощание с Матерой" и трагической гибели Ларисы. Включены фрагменты фильмов "Ты и я", "Прощание с Матерой".

8-я часть
Сравнивая работу актера в театре и кино, Алла Демидова говорит о роли костюма и грима, о партнерах, об отношении к кинокамере на киносъемках и дыхании зрительного зала в театре. Вспоминая спектакль "Вишневый сад", актриса сравнивает фантасмагорию Анатолия Эфроса с жесткой сценографией Любимова-Боровского в "Гамлете". Рассказывая о своем интересе к экстрасенсорике, Демидова описывает свою встречу с Вангой, после которой она вернулась в Москву другим человеком, совершенно иначе смотрящим на мир. Ее отход от театра совпал с расколом Таганки. Включены фрагменты спектакля "Вишневый сад", фильма "Дневные звезды".

Читайте также:
Алла Демидова приглашает в «Театральное зазеркалье»


В эфире:
с 13 по 23  декабря 2010 года.