О проекте Том Стоппард. "Берег утопии"

Спектакль Российского академического молодежного театра. Театральная трилогия. Запись 2010 года.
Режиссер спектакля Алексей Бородин.
Художник Станислав Бенедиктов.
Композитор Натали Плэже.
Художник по костюмам Наталия Войнова.
По пьесе  Тома Стоппарда в переводе Аркадия и Сергея Островских.

В ролях: Нелли Уварова, Евгений Редько, Степан Морозов, Алексей Веселкин, Александр Устюгов и другие артисты РАМТ.

Трилогия Стоппарда "Берег утопии" - это панорама России, увиденная глазами выдающегося британского драматурга, портрет, напоминающий людям об их утраченных чертах. Три части "Берега Утопии" – "Voуage" ("Путешествие"), "Shipwreck" ("Крушение") и "Salvage" ("Спасение") – представляют собой самостоятельные пьесы, написанные на материале русской истории и посвященные судьбам выдающихся деятелей, романтиков и мыслителей середины XIX века.
Герои трилогии – революционер Александр Герцен, поэт Николай Огарев, философ-идеалист Николай Станкевич, политический деятель Николай Сазонов, анархист Михаил Бакунин, литературный критик Виссарион Белинский, писатель Иван Тургенев и многие другие (всего порядка 70 персонажей) - придерживались разных политических взглядов и оказали заметное влияние на развитие российского общества. Главные действующие лица трилогии переживают крах политических иллюзий и глубокие личные драмы. Пока герои заняты судьбами России и мира, возникают романы, распадаются семьи, умирают друзья, вырастают дети…

Том Стоппард о спектакле: "Меня никогда особенно не интересовало, где будут поставлены мои пьесы. «Берег Утопии» - исключение. Я работал над трилогией четыре года. И с первого же дня часто давал волю мечтам о том, как увижу ее в России.… И, кажется, этот день может наступить. Эта трилогия – своего рода послание в Россию".

"Я написал о людях, которые осмысливали российскую действительность, которые пытались понять, как следует жить в России, и смоделировали идеальное общество. Разве эти вопросы остались в XIX веке? Вовсе нет", - признавал драматург во время работы над спектаклем. 

"Путешествие". История начинается в 1833 году в Прямухино - родовом поместье будущего анархиста Михаила Бакунина. Друзья Бакунина – Виссарион Белинский, Николай Станкевич, Иван Тургенев – подолгу гостили в Прямухино. Их объединял страстный интерес к немецкой идеалистической философии. Четыре сестры Бакунина разделяют это увлечение. Жизнь молодых людей охвачена переизбытком любви и идеализма. Их манит Германия – родина идеализма. В 26 лет Михаил Бакунин покидает Россию. Его новый друг Александр Герцен, который увлечен вопросами социальными и политическими, напутствует его: "Уже не за горами то время, когда от чистых размышлений мы перейдем к революционным действиям".

"Кораблекрушение". Вторая часть трилогии охватывает годы с 1846 по 1852. Анархист Михаил Бакунин, писатель Иван Тургенев, революционер Александр Герцен становятся очевидцами французской революции 1848 года. "Это самое счастливое время моей жизни", - говорил Бакунин, но Республика не оправдала надежд, связанных с поиском свободы и справедливости. Александр Герцен, пережив крах своих политических иллюзий и ряд личных драм, проявляет силу духа, продолжая искать пути к совершенному обществу.

"Выброшенные на берег" ("Спасение"). Действие начинается в 1853 году в Лондоне. После краха европейских революций Лондон становится убежищем для политических эмигрантов всех национальностей, среди них Александр Герцен, его давний друг Огарев с женой Наташей. Изменилось мировоззрение Герцена – он против революций, он за реформы. Журнал "Колокол", который издавали Герцен и Огарев, имел огромное влияние в период борьбы за отмену крепостного права. Новый царь Александр II – царь-реформатор – читал "Колокол". В личную жизнь Герцена входит Наташа Огарева. Из сибирской ссылки бежит Михаил Бакунин. Взгляды Герцена и Бакунина расходятся. Бакунин - за разрушение государств, Герцен – за права личности.

Сайт проекта >>

Призы и награды:
Специальная премия жюри драматического театра и театра кукол "Золотой Маски - 2009", главный приз московской премии Союза театральных деятелей России "Гвоздь сезона – 2009" - "Большой хрустальный гвоздь", Международная премия Станиславского в номинации "Событие театрального года", театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях "Эксперимент года", "Полумэтры" и "Лучшая женская роль второго плана" в категории "Начинающие", театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль 2008 года".

 Читайте также:

«Берег утопии» Тома Стоппарда. Спектакль РАМТа

Том Стоппард репетирует "Берег Утопии" в Москве

Российский молодежный театр откроет сезон "Берегом утопии" Стоппарда

Том Стоппард: "Я люблю закольцовывать пьесы"