О проекте Спектакль "Бесы"

Спектакль Малого драматического театра - Театра Европы. 5 частей. Запись 2008 года.
Автор пьесы и постановщик Лев Додин.
По роману Федора Михайловича Достоевского.
Художник Эдуард Кочергин.
Художник по костюмам Инна Габай.
Композитор Олек Каравайчук.
Консультант проекта, режиссер Наталья Колотова.

Режиссер Галина Любимова.
Операторы Сергей Ландо, Сергей Юриздицкий, Сергей Циханович, Валерий Лернер, Михаил Загоренко, Владимир Соколов, Александр Столпаков.

Действующие лица и исполнители:
Ставрогин Николай Всеволодович - Петр Семак,
Ставрогина Варвара Петровна - Галина Филимонова,
Верховенский Петр Степанович - Олег Дмитриев,
Верховенский Степан Трофимович, его отец - Анатолий Колибянов,
Лебядкина Марья Тимофеевна - Татьяна Шестакова,
Лебядкин Иван Тимофеевич, ее брат - Игорь Иванов,
Шатова Дарья Павловна, воспитанница в доме Ставрогиных - Ирина Тычинина,
Шатов Иван Павлович, ее брат - Сергей Власов,
Шатова Мария Игнатьевна, его жена - Наталья Фоменко,
Кириллов Алексей Нилович - Сергей Курышев,
Федька - каторжный - Игорь Скляр,
Тушина Лизавета Николаевна - Анжелика Неволина,
Гаганов - Дроздов Маврикий Николаевич - Владимир Захарьев,
Алексей Егорович, слуга - Сергей Мучеников,
Виргинская Арина Прохоровна, акушерка - Татьяна Рассказова,
Виргинский, ее муж - Александр Завьялов,
Родственница Виргинских - Марина Гридасова,
Липутин - Олег Гаянов,
Толкаченко - Сергей Козырев,
Шигалев - Владимир Туманов,
Лямшин - Адриан Ростовский,
Учитель - Михаил Самочко,
Студент - Александр Кошкарев,
Курсистка - Мария Никифорова,
Эркель - Игорь Черневич,
Блюм - Владимир Селезнев,
Отец Тихон, архиерей - Алексей Зубарев,
Причетник - Владимир Артемов,
Старуха в доме Филиппова - Бронислава Проскурина,
Женщины в церкви - Нина Семенова, Елена Васильева, Ирина Никулина,
Девочка - Алиса Рудакова.


Спектакль был поставлен Львом Додиным в 1991 году. Сверхзадача - в попытке осмыслить хаос в России, зарождение революционной "бесовщины". Это спектакль-диспут, в котором соединились мрачные пророчества писателя и наблюдения режиссера. Поэтому он лишен эффектных постановочных приемов и целиком сосредоточен на анализе русской души. От сцены к сцене складывается картина всеобщего безумия. Действие словно заключено в черную рамку: оно возникает из мрака и растворяется в нем. В нем все метафорично и реалистично одновременно.

1-я часть. Ключом к спектаклю режиссер делает монолог юродивой Марьи Лебядкиной. Для режиссера это знаковый образ, образ самой России, блаженной, безответной, мечтательной, иррациональной.

2-я часть. Состоит из напряженных монологов-исповедей членов тайного общества Кириллова и Шатова. Каждый из них вовлекает Николая Ставрогина к своим размышлениям. Кириллов излагает собственную теорию самоубийства, утверждающую идею человекобога и достижение мировой гармонии. Шатов, которого Ставрогин предупреждает о его возможном убийстве членами общества, развивает идеи о русском народе как избранном народе-богоносце, о православии как единственном спасении для России. В спектакле эти две встречи подталкивают Ставрогина к решению своей участи.

3-я часть. Почувствовав внутреннюю шаткость Николая Ставрогина, Петр Верховенский зовет его на заседание тайного общества. Шигалев выступает на заседании тайного общества. Он говорит о том, как после переворота люди будут поделены на рабов и вождей, о равенстве в рабстве и об искусстве управлять обществом рабов. Исповедь Николая Ставрогина отцу Тихону о загубленной им душе.

4-я часть. Один безответственный поступок Ставрогина влечет за собой другой, все заканчивается преступлением. Происходит дуэль с Маврикием Николаевичем и объяснение Ставрогина с Дарьей Шатовой, преданность которой он использует. Свидание Ставрогина с не любимой им Лизой Тушиной. Он ломает ее жизнь, даже не задумываясь о этом.

5-я часть. В финальной части распутываются все сюжетные линии, всему дается нравственная оценка, выносится приговор. Противопоставляются жизнь и смерть, истинное и ложное, высокое и низкое. Подтверждается главная мысль спектакля об огромной опасности всякого коллективного безумия, о тьме, в которую погружаются люди, зараженные ложной идеей.

В эфире:
12 - 16 мая 2009 года.