О проекте Жизнь и смерть Чайковского

Документальный фильм (Россия, 2010).
Идея: Валентин Тернявский, Андрей Торстенсен
Автор сценария: Валентин Тернявский
Оператор-постановщик: Владимир Кузаков

Жизнь и смерть Чайковского сопровождали легенды и тайны, хотя существуют документы: дневник, переписка с родными и друзьями, афиши концертов, рецензии газет, даже официальный бюллетень о последних днях и часах молниеносной болезни Чайковского.

Съемки программы проходили в Клину, в Воткинске, где провел детство Чайковский, в Санкт-Петербурге, а также в Нью-Йорке, Лондоне и Кембридже.

Музыкальной основой программы является Шестая симфония, впервые исполненная за десять дней до смерти Чайковского. Также прозвучат фрагменты Первого фортепианного концерта и фантазии "Франческа да Римини".

"В нашем фильме есть несколько переплетающихся линий, – говорит автор фильма Валентин Тернявский. – За основу мы взяли 6-ю симфонию, впервые исполненную за десять дней до смерти Чайковского. Это произведение проходит лейтмотивом через весь фильм. Вторая линия – это воспоминания композитора о своей жизни. Еще одна линия – драма большого художника, пережившего отчаяние отвергнутых творений, бесцеремонность и непонимание критики, так до конца и не нашедшего гармонию. Он был суперпопулярным русским композитором, но некоторые его произведения при жизни не принимали. Например, про фортепианный концерт Чайковского Рубинштейн сказал, что его сыграть нельзя, а сегодня это пианистический бренд. После премьеры «Пиковой дамы» рецензенты писали, что это самая слабая опера Чайковского из всего, что им написано. 6-я симфония тоже была не понята. Римский-Корсаков сказал, что звучит недурно, но ничего нового по сравнению с 4-й и 5-й симфониями. Отсюда возникает тема непонимания новаторских вещей Чайковского. Любимым композитором Чайковского был Моцарт, он его боготворил. Незадолго до смерти Чайковскому предложили написать «Реквием» на стихи Апухтина, на что он ответил, что уже создал 6-ю симфонию, которая по характеру близка к реквиему. Мы постарались провести своеобразную параллель между "Реквиемом" Моцарта и 6-й симфонией Чайковского. И подспудно вырисовалась тема зависти. Драма великого художника, драма непонимания и личная драма – все это переплетено в фильме. На мой взгляд, получилось многоплановое документально-художественное музыкальное кино".