О проекте Спящая красавица из Перми

Принцесса Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю своего совершеннолетия - такова месть злой феи Карабос, которую королевский церемониймейстер некогда забыл пригласить на крестины принцессы. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем...

Нехитрая история французской сказки, рассказанная Мариусом Петипа и Петром Ильичом Чайковским, уже больше сотни лет обеспечивает успех балетным труппам – на "Спящую красавицу" идут всегда. Рецепт успеха прост, как все гениальное: сказка о любви и много ярких танцев плюс волшебная музыка.

Замысел постановки и либретто балета принадлежали директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому: "Я задумал написать либретто на "La Belle an bois dormant" по сказке Перро. Хочу mise en scène сделать в духе Louis XIV – тут может разыграться фантазия – сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро - тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода и др." Постановочный план-сценарий разработал Мариус Петипа. Получив либретто, Чайковский дает согласие на сотрудничество со Всеволожским и Петипа. Сразу же делает первые наброски на обложке журнала "Русский вестник" и пишет одному из чиновников конторы Императорских театров: "Относительно балета скажу Вам, что сюжет его мне очень нравится и я с величайшим удовольствием займусь им".

Сценарий Петипа, который получил композитор, содержал не только необходимые указания на количество тактов и продолжительность каждого номера, но также включал характеристики танцев и отдельных пантомимных номеров. Как свидетельствует М.И.Чайковский: "Петр Ильич не только не сетовал на эти указания, но подчинялся им охотно и ничего не сочинял быстрее и вдохновеннее музыки двух последних балетов".

"Спящая красавица" за сто с лишним лет своей сценической жизни (спектакль был создан в 1889 году) стал своего рода знаком качества. Если в театре идет этот балет, значит, он по праву может гордиться своей труппой: хореография Петипа подразумевает виртуозное владение техникой и позволяет в одном спектакле задействовать практически всю труппу – от кордебалета до ведущих танцовщиков.

23 октября 2005 года телеканал "Культура" знакомит ценителей балета с пермской трактовкой "Спящей красавицы". В этот день в прямой трансляции мы показываем спектакль Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В главных партиях: Принцесса Аврора - лауреат международный конкурсов, заслуженная артистка России Наталья Моисеева; Принц Дезире – лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Виталий Полещук; Фея Сирени – народная артистка России Елена Кулагина. Сценография Вячеслава Окунева. Начало трансляции в 16:00 (по московскому времени).