О проекте Проекции авангарда

Цикл телевизионных программ (Россия, 2006), 8 передач.
Авторы Ирина Коробьина, Ольга Кабанова.
Сценарий Дмитрий Козлов, Александр Черноусов.
Режиссер Елена Лысакова.
Операторы Евгений Курбатов, Александр Фроленко, Константин Дурнов, Максим Ашихмин, Максим Федоров.
Музыка Антон Батагов.

Проект "Проекции авангарда" посвящен уникальному периоду в советской истории ХХ века, когда архитектура молодой Страны Советов в 1920-х годов утвердилась в авангарде мирового движения. Цель проекта - представить широкой аудитории проблемы охраны архитектурного наследия советского авангарда. Достижения отечественных авангардистов стали весомым вкладом России в культуру ХХ века.

Передача 1-я. Руины русского авангарда.
Проблема спасения памятников авангарда становится камнем преткновения для местных инвесторов и международного культурного сообщества. Об угрозе утраты уникального явления говорят ведущие архитекторы мира: Заха Хадид, Арата Исодзаки, Одиль Декк и другие.

Передача 2-я. Дом Наркомфина. История кораблекрушения.
Дом Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга оказал влияние на развитие идей рационализации в строительстве жилых комплексов. Дом является примером роскоши в условиях жесткой экономии. В настоящее время знаменитый памятник из-за ветхости может превратиться в руины. Как утверждает внук Моисея Гинзбурга Алексей Гинзбург, архитектор и автор проекта реставрации Дома Наркомфина, судьба строения должна решиться в ближайшее время.

Передача 3-я. Храм души архитектора Мельникова.
Странное здание в Кривоарбатском переулке всегда вызывало интерес у прохожих. Оно стало местом паломничества архитекторов, приезжающих в Москву со всего мира, чтобы увидеть жемчужину советского авангарда.
История создания дома, его секреты и судьба - в центре повествования. Виктор Мельников, сын великого архитектора, построившего дом для своей семьи как храм для человеческой души, был единственным хранителем этого уникального памятника архитектуры долгие годы. После его смерти над домом Мельникова нависла реальная угроза.

Передача 4-я. Клубная жизнь Страны Советов.
Новый тип сооружений для досуга означал поиск пространственных решений. Клубное строительство составило славу советского авангарда.

Передача 5-я. Республiка страны Коммуны.
О конструктивистских постройках Киева, Харькова, Запорожья. Главное внимание уделяется двум стройкам века - запорожскому Днепрогэсу, инженерно-архитектурному чуду ХХ века, и комплексу Государственной промышленности в Харькове, гиганту советского авангарда.
История строительства здания и его судьба прослеживаются на фоне истории страны: индустриализация, экономический подъем и энтузиазм первых пятилеток, война. В передаче использованы кадры кинохроники.

Передача 6-я. Отверженные.
История питерского архитектурного авангарда созвучна с драматичной судьбой Казимира Малевича, признанного лидера авангардистского движения. Малевич прибыл в Петроград с надеждой воплотить свои футуристические идеи. Однако этому не суждено было сбыться.

Передача 7-я. Реставрация/реконструкция.
На примере уже начавшейся реконструкции памятников советского авангарда - Планетария и Бахметьевского гаража - исследуются реальные перспективы их сохранения и приспособления для дальнейшего использования. Каковы шансы привлечь инвестиции? Где пределы допустимого вмешательства в памятник? Не ведет ли реновация памятников к потере идентичности и, тем самым, к утрате подлинности?
Ответы на столь сложные вопросы дают ведущие специалисты в этой области: Александр Кудрявцев - президент Российской академии архитектуры, Наталья Душкина - профессор МАРХИ, Анке Заливако - архитектор из Германии. Пример цивилизованного решения проблемы - научная реставрация произведений мастера итальянского авангарда Джузеппе Терраньи в городе Комо, Италия.

Передача 8-я. Метаморфозы русского авангарда.
Очевидное влияние культуры советского авангарда прослеживается в творчестве таких всемирно известных мастеров, как Рем Кулхас (Нидерланды), Заха Хадид (Великобритания), Арата Исоздаки (Япония) и Хани Рашид (США). Советский архитектурный авангард, просуществовав чуть больше десятилетия, оказал влияние на развитие современной архитектуры во всем мире, но не на Родине. Его традиции начинают появляться в творчестве российских архитекторов лишь сегодня. Комплекс Государственного центра современного искусства, удостоенный Национальной премии, - один из немногих примеров.


Читайте также: На развалинах аванграда

В эфире:
с 3 октября по 28 ноября 2006 года.