О проекте Автопортрет в красной феске. Роберт Фальк

Документальный фильм (Россия, 2006).
Режиссер: Александр Шувиков
Сценарий: Ольга Меркушева
Оператор: Юрий Журавлев

О русском художнике первой половины ХХ века Роберте Фальке.

В фильме представлены программные произведения Фалька. Зрители познакомятся с эпистолярным наследием художника, в котором в полной мере отражены его взгляды на искусство и предназначение творческого человека.

Участвуют: доктор искусствоведения Дмитрий Сарабьянов, ученица Фалька - старейший российский театральный художник Татьяна Сельвинская.

Фальк учился в школах Константина Юона и Ильи Машкова, в Училище живописи, ваяния и зодчества, где большое влияние на его становление как художника оказали Валентин Серов и Константин Коровин. Жил Фальк в основном в Москве, 1928 - 1937 годы провел в Париже. Во время войны был в эвакуации в Башкирии и Средней Азии. Роберт Фальк входил в художественные объединения "Мир искусства", "Бубновый валет", "Общество московских художников", "Ассоциацию художников революционной России". Среди его самых известных работ – "Дама в красном", "Красная мебель", "Воспоминания", "Дама в белой шали", "Искусствовед А.Г. Габричевский".

"Автопортрет в красной феске" - так называется картина Фалька, написанная им 1957 году. 

Татьяна Сельвинская рассказывает в фильме о своем учителе: "Он был человеком совершенно без суеты, без позы, очень естественный, значительный. Я училась у него дважды. Первый раз благодаря отцу. Я рисовала, как родилась. К 11 годам родители, видимо, поняли, что надо меня учить. Ученица Фалька – известный театральный художник Софья Вишневецкая, жена Всеволода Вишневского, была папиным другом и посоветовала отдать меня Фальку. Художник жил напротив Дома на набережной, мы - в Лаврушинском переулке, поэтому в 11 лет я могла одна ходить туда. Он жил в мансарде над Шведским посольством. Очень много у него пейзажей с этим домом. Мастерская изумительная, свет в ней был пепельный. Такая настоящая мастерская художника, большая, достаточно аккуратная. Стоял клавесин, он играл на нем. Он меня ничему не учил. Ставил мне натюрморты, и я их писала. Он меня только хвалил и играл, а я под его музыку писала. Я два года училась у него, до 1941-го. В 1941 мы уехали, в 1943-м я вернулась и с 1943 по 1944 ходила к нему. Тогда он уже меня учил. Мне было 16 лет. Фальк учил, что каждый мазок на холсте надо составлять. Трудно это было безумно. Когда я сама стала учить, вдруг оказалось, что все помню. До войны он с папы брал деньги, а после войны перестал, а он уже был совершенно нищим. Тогда папа заказал ему мой портрет. Фальк приезжал каждый день: один день он писал мой портрет в красном, а другой день – в голубом. Писал час, потом час лежал, потом еще час писал. Он учил еще и тому, что ты должен писать не то, что знаешь, а то, что видишь. Это очень серьезная вещь, потому что когда два предмета рядом, возникает третий предмет. А если ты знаешь, что их два, ты пишешь два отдельно, а видишь-то целиком вещь. Фальк еще учил: не важно, что ты пишешь – лицо, яблоко или стул, – для художника все должно быть равным. Как мне недавно сказали, это была теория Сезанна. Сезанн и Фальк. Он еще говорил: "Сходство – это верный цвет на верном месте". Но верное место надо было найти".