О проекте Андрей Тарковский снимает "Ностальгию"

Документальный фильм (Италия, 1983).

Четверть века назад 50-летний Андрей Тарковский приступил в Италии к съемкам своего предпоследнего фильма. Это был удивительный опыт взаимопроникновения двух миров: художественного мира Тарковского и свойственной только Италии архитектурной и природной среды. Как это происходило, можно увидеть в замечательном фильме итальянской документалистки Донателлы Баильво. В фильм включены интервью с Эрландом Юзефсоном, Олегом Янковским, Домицианой Джордано и другими участниками творческой группы.


О фильме:

О том, как проходила работа над предпоследней картиной режиссера – "Ностальгия" - рассказывает документальный фильм "Андрей Тарковский снимает "Ностальгию"" (Италия, 1983), российская телепремьера которого состоялась 6 апреля в 23.55 на телеканале "Культура".

Замысел фильма "Ностальгия" возник у Тарковского в 1982 году, во время поездки в Италию. Там же, в Италии, в 1983 году были закончены съемки "Ностальгии", повествующей о русском писателе Андрее Горчакове (Олег Янковский). Он приехал сюда для изучения итальянского периода жизни музыканта Павла Сосновского и встретил переводчицу Евгению (Домициана Джордано), которая пытается понять томимого ностальгией Горчакова… Эта лента стала удивительным опытом взаимопроникновения двух миров: художественного мира Тарковского и особой, свойственной только Италии архитектурной и природной среды. "Для меня в этой картине есть два-три важных аспекта, - говорит сам режиссер в фильме "Андрей Тарковский снимает "Ностальгию". – Во-первых, она рассказывает о невозможности жить рядом, не зная друг друга. Во-вторых, эта картина говорит о проблемах, которые возникают в связи с необходимостью познания друг друга. Потому что очень легко знакомиться, и очень трудно "раззнакомиться"…".

Картина "Андрей Тарковский снимает “Ностальгию”" принадлежит итальянской документалистке Донателле Баильво (Donatella Baglivo). Камера запечатлела уникальные кадры рабочих моментов съемочного процесса. Андрей Тарковский работает с оператором, тщательнейшим образом выставляя композицию кадра, дает указания актерам – Олегу Янковскому и Домициане Джордано, размышляет о своей профессии и о сути кинематографического процесса: "Режиссер - это очень трудная профессия. Истребительная. Особенно она трудна потому, что в кино нелегко остаться самим собой. Гораздо удобнее нравиться, чем не нравиться". <…> Что такое кинокадр, который начинается с момента, когда мы говорим "начали!" и до тех пор, когда мы говорим "стоп!"? Это фиксация реальности. Но, по существу, это фиксация времени.... Что такое фильм? Это мозаика времени".

Мозаика, сложенная Донателлой Баильво, поэтична и многопланова. Создавая собственное панно "запечатленного времени" Тарковского, документалистка бережно и вдумчиво отбирает собственные - снятые "в цвете", но в стилистике Тарковского - фрагменты процесса работы над фильмом, чередуя их с монохромом кадров "Ностальгии" и интервью с участниками творческой группы (в их числе - Тонино Гуэрра, Олег Янковский, Домициана Джордано, Эрланд Юзефсон).


В эфире:
6 апреля 2007 года,
16 февраля 2009 года.