О проекте Ленд-лиз. Риск был смертельным

Документальный фильм (Россия).

В первые же дни Великой Отечественной войны Красная армия потеряла свыше 1200 самолетов, тысячи танков и артиллерийских орудий, сотни тысяч тонн горючего и боеприпасов. В сентябре 1941 года начальник Генерального штаба Г.К. Жуков доложил Сталину, что на расстоянии 250 километров от Москвы нет ни одной боеспособной части. Спасли положение поставки по программе "ленд-лиза" из Англии и Соединенных Штатов Америки боевой техники и вооружения.

Вначале корабли с военными грузами для Советского Союза шли через северную Атлантику, Иран и морские порты Владивостока и Находки. На пути к Мурманску и Архангельску немецкие подводные лодки и авиация нападали на союзные конвои. На дно шли сотни самолетов и танков, тысячи автомобилей. Поставки через южные и дальневосточные границы СССР были относительно спокойными, но очень долгими. Пришлось искать более безопасный маршрут. По предложению президента Рузвельта самолеты решили перегонять своим ходом через Аляску и Сибирь.

Первые самолеты вылетели из Фербенкса на Аляске в Красноярск 7 октября 1942 года. Не все из них долетели до места, но перегоночный конвейер заработал. Это была героическая работа, о которой до настоящего времени было мало известно широкой российской общественности.

Анализ официальной статистики показывает, что 70 из каждых ста автомобилей Красной армии, каждый десятый танк, каждый четвертый истребитель, девять из десяти паровозов были поставлены по ленд-лизу. Россия, которая приняла на себя все обязательства СССР, частично погасила долг за поставленную технику и снаряжение. Оставшиеся 100 миллионов долларов предстоит выплатить да 2030 года, если долг вновь не будет реструктурирован и отложен до лучших времен.

О значении программы "ленд-лиза" в победе над фашизмом в фильме говорят: член Совета Федерации, бывший председатель правительства СССР Николай Рыжков; посол США в России Майкл Макфол; академик Российской академии наук ветеран "АЛСИБа" Александр Лисицын и другие знаковые персонажи.