О проекте Мир русской усадьбы

Документальный сериал (Россия, 2006 - 2007), 3 фильма.
Режиссер Александр Смирнов.
Автор сценария Андрей Шишов.
Операторы Петр Власков, Константин Мирананов.

Фильм 1-й. Об устройстве быта русских поместий, о своеобразном течении жизни обитателей родовой усадьбы с ее заботами и развлечениями, принятыми в XIX веке. В центре повествования - подмосковная усадьба Отрада, принадлежавшая младшему из пяти знаменитых братьев Орловых - графу Владимиру Орлову.

Фильм 2-й. Знакомство с жизнью дворянских поместий, которые летом превращались в своего рода парки развлечений. На летние месяцы дворяне из города переезжали в свои родовые имения, и наступало время бесконечных праздников, увеселений, театральных постановок и маскарадов с фейерверками. Особым размахом отличались праздники в подмосковных усадьбах Кусково и Ольгово.

Фильм 3-й. О традициях русского дворянского хлебосольства. Завтрак, обед и ужин для помещиков были основными событиями в расписании дня. Даже заурядные семейные трапезы готовили с особой тщательностью.

Ирина Корнеева о сериале (Российская газета, №4912 (88) от 19 мая 2009 года):
«Документальное кино. Цикл, посвященный быту русских поместий и жизни обитателей родовых усадеб. Как объяснял режиссер Александр Смирнов, в сериале практически не использовались архивные материалы: "Мы снимали современное кино, показывали, как выглядят эти усадьбы сегодня. Фильмов об истории русских усадеб снято довольно много, и нам хотелось избежать присущей подобным проектам излишней академичности. Мы решили говорить об этом мире более доходчиво, даже с юмором, и отталкиваться от судьбы конкретных людей. Например, в центре повествования первого фильма - подмосковная усадьба Отрада, принадлежавшая младшему из пяти знаменитых братьев Орловых - графу Владимиру Орлову. Задачей себе мы ставили показать, как обитатели усадеб ели, спали, танцевали, влюблялись. Отдельная глава ленты повествует о крепостном и домашнем театре, о театральных художниках, писателях"».

Читайте также:
Мир русской усадьбы на телеканале "Культура"
 
 
Продолжение
Документальный сериал
(Россия, 2010), 3 фильма.
Режиссер Александр Смирнов.
 
1-я серия. "Музыканты в усадьбе"
Музыкальное образование было неотъемлемой частью воспитания молодого дворянина. Музыкальный фон, на котором проходила усадебная жизнь, отличался большим разнообразием - от высокой симфонической музыки до наивных романсов. Великий русский композитор Михаил Глинка значительную часть жизни провел в имении своих родителей - Новоспасском, расположенном в 60 км от Смоленска. Молодая няня Авдотья Ивановна, воспитавшая мальчика, была мастерицей рассказывать сказки и петь песни. Именно она привила будущему композитору любовь к русской музыке. Фильм рассказывает о Новоспасском и о богатейших традициях русской классической музыки, уходящей корнями в усадебные вечера и крепостные оркестры.
 
2-я серия. "Театр в усадьбе"
Становление профессионального театра в России трудно представить без опыта устройства усадебных театров в имениях Юсуповых, Апраксиных, Шереметевых и др. Центральное место в фильме занимает рассказ о театре в усадьбе Останкино. А также - история любви его основателя Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой.
Зрители узнают о репертуаре, стиле актерской игры и закулисных нравах крепостных театров. А также - об уникальной сценографии и машинерии Останкинского театра, выполненной лучшими мастерами эпохи.

3-я серия. "Литераторы в усадьбе"
Недалеко от Москвы расположена усадьба "Остафьево", имевшая в свое время еще одно название - "Русский Парнас". Она принадлежала семейству Вяземских и в начале XIX века действительно была обителью муз. Здесь гостили и жили выдающиеся русские литераторы: Пушкин, Жуковский, Батюшков, Грибоедов, Гоголь. В тиши кабинета главного усадебного дома историк Карамзин написал восемь томов "Истории государства российского". Не случайно русские классики воспевали "дворянские" гнезда, неотъемлемой частью которых были обширные усадебные библиотеки, поэтические альбомы, литературные посиделки и просто вечернее чтение вслух после чая. Усадьбу как явление можно назвать колыбелью великой русской литературы XIX века.