О проекте Илья Репин. Восторги над пропастью

Документальный фильм (Россия, 2004).
Автор и режиссер Борис Конухов.
Операторы Алексей Смирнов, Владимир Иванов.

Фильм основан на письмах Ильи Ефимовича Репина из города Чугуева, где он родился и прожил первые 20 лет своей жизни. Также в фильм вошли его воспоминания из автобиографической книги "Далекое - близкое". Съемки проходили на родине Репина - в городе Чугуеве, в Санкт-Петербурге, где он преподавал в Академии художеств, и в Музее-усадьбе И.Е. Репина "Пенаты". В фильме использованы эксклюзивные съемки картин художника в России и за рубежом.

Егор Одинцов о фильме: "Документальный фильм "Восторги над пропастью" был в первую очередь основан на письмах И. Репина, отправленных им из города Чугуева, где он родился и жил первые 20 лет своей жизни, а также на материалах из его автобиографической книги "Далекое – близкое".

И совершенно неожиданно перед зрителем предстал совсем другой, неведомый ранее Репин. А ведь мы столь самонадеянно думали, что знаем о художнике все! Без надоевшей, буквально отовсюду лезущей социальности, читай, революционности, без демонстративных "бурлацких" ухваток разночинца-провинциала, без, наконец, оголтелого атеизма, который якобы водил рукой художника, пишущего великий "Крестный ход в Курской губернии". Репин вдруг оказался этаким рефлексирующим религиозным мыслителем-интеллигентом, причем ни в коей мере не резонером в стиле Достоевского, но вечно сомневающимся, пугающимся своих откровений мистиком в стиле "нового религиозного сознания" начала ХХ века. И кто бы это мог подумать, смотря на его эпические, до последнего мазка выверенные работы, в которых нет места импрессионистической неуверенности, метаниям и духовному (душевному) нездоровью в стиле Врубеля или Голубкиной.

К бесспорным удачам фильма стоит отнести и его изобразительное решение. С одной стороны, это натурные съемки, которые прошли в Чугуеве, в Санкт-Петербурге, в Академии художеств, а также в Мемориальном музее-усадьбе художника "Пенаты". С другой – воистину уникальные кадры кинохроники, на которых мы видим самого художника, – Репин в мастерской, Репин на прогулке, Репин улыбается…

И здесь сразу же вспомнились известные съемки графа Льва Толстого в Ясной Поляне. Те же заложенные за спину руки, та же походка, тот же стыдливый взгляд неумелого позера перед объективом киноаппарата фирмы "Патэ"".

Газета "Культура". 12-18 августа 2004 год.

В эфире:
14 августа 2007 года,
5 августа 2009 года.