О проекте Русский маскарад

Документальный фильм (Россия, 2005).
Снят на студии "Параджаноф-фильм".
Режиссер и автор сценария Юлий Лурье.
Оператор Валерий Рябин.
Текст читает Сергей Бунтман.

Фильм о знаменитых художниках-авангардистах
Наталии Гончаровой и Михаиле Ларионове. Они были первыми русскими футуристами, основателями абстракционизма и изобретателями современного "боди-арта". Переехав перед революцией навсегда во Францию, они ни на минуту не забывали о Родине, бережно сохраняя за ее пределами свою "русскость". Сейчас большая часть наследия этих выдающихся мастеров кисти вернулась в Россию и хранится в запасниках Третьяковской галереи.

У Гончаровой и Ларионова была своя неповторимая манера, опиравшаяся на опыт искусства Востока, народную традицию лубка. Это был неисчерпаемый кладезь образов и цветовых созвучий. Они не могли принять жизнь такой, какой она была в реальности. "Жизнь необходимо декорировать", – громогласно провозглашали Гончарова и Ларионов в своем знаменитом "Манифесте". Творчество этих художников и по сей день весьма популярно за рубежом, но, к сожалению, не вполне оцененно и совершенно забыто в России.

Выпускник ВГИКа, режиссер, кинодраматург, писатель, сценарист Юлий Лурье снял весьма необычную картину. "Русский маскарад" – это фильм-образ, снятый по принципам игрового кино. В картине нет четкого обозначения времени, лишь дважды мастер обращается к легкому обозначению памятных дат – это период начала Первой и Второй мировых и начало Великой Отечественной войны. Такой прием объясняется просто.

Юлий Лурье: "Это фильм о том времени, которое существовало только для двух людей – Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова – ведь это было только "их время". Да, внутри него происходили некие события, которые были весьма значительными для окружающих, но проскользнувшие совершенно незаметно для этой четы влюбленных друг в друга и в искусство людей. А какие-то события – напротив были весьма важными для Гончаровой и Ларионова, но при этом совершенно неизвестными для других людей".

Необычность этой документальной ленты состоит в том, что в ней использован принцип взаимного воздействия – жизнь гениальных мастеров показана через их картины и напротив режиссером четко подмечено как произведения художников отразились на судьбах художников.

Юлий Лурье: "Гончарова и Ларионов состоялись как личности, но анализ их жизни говорит о том, что в конце своего существования они вернулись к невероятной простоте. Эта простота означала лишь одно – что самой невероятной в их судьбе была встреча друг с другом. Хотя, конечно весьма важно и все то, что они сделали в искусстве".

В юности, когда произошла их первая встреча, Гончарову и Ларионова объединяла истинная любовь, потом, когда чувства охладели, художники бережно хранили "марку" влюбленности, долгие годы являясь культом поклонения и восхищения у французской богемы. Их взгляды резко изменились в конце жизни, после жестокого удара судьбы. Но несчастья не оттолкнули бывших когда-то очень близкими людей. "Напротив, в свете своей трагедии они поняли, что такое истина. Они прозрели внутри себя, – рассказывает Юлий Лурье. – Старость открыла им любовь".

Будучи уже в пожилом возрасте 4 июля 1947 года по дороге из Парижа в Лондон Михаил Ларионов вдруг объясняется в любви Наталии Гончаровой: "Я так люблю тебя, мой милый соловей!" – пишет он ей в письме. В Лондоне его неожиданно настигает инсульт. А скованная ревматизмом Наталия Гончарова не имеет возможности приехать в Англию, но посылает ему нежные письма из Парижа. Почувствовав себя немного лучше, Михаил Ларионов решается осуществить давно задуманное – он официально оформляет брак с Наталией Гончаровой. А через несколько лет супружеской четы не стало.

Фильм "Русский маскарад" награждена Специальным призом жюри на XIII фестивале "Окно в Европу".

Фестивальное кино. Вне конкурса >>>

В эфире:
25 ноября 2006 года,
27 мая 2007 года.