О проекте Российская история глазами детей

Документальный сериал (Россия, 2004), 8 серий.
Автор сценария проекта: Лилия Боровская
Продюсер: Евгений Сулла

Документальный сериал "Российская история глазами детей" снят по заказу ГТРК "Культура" студией "СВС". Фильмы основаны на детских дневниках, письмах, воспоминаниях, школьных сочинениях. Восьмисерийный проект охватывает почти столетие: с середины ХIX века до 30-х годов ХХ века.

"Жена лекаря"
Режиссер Лариса Шаламова.
Миля и Кока играют в кукольную свадьбу и в докторов. Играют по-настоящему, со всей серьезностью. Потом они вырастают и становятся мужем и женой. Кока (уже не Кока, а Николай Коротнев) работает врачом. Как будто детская игра предопределила жизнь героев.

"Сжигающий корабли"
Режиссер Любовь Хоботова.
Граф Алеша Канкрин играет со своим дедом в кораблики и в морской бой. Так он познает военную историю России, мечтая о ратном подвиге. И действительно становится военным. Он остается в большевистской России, переходит на сторону красных (утаив правду о своем происхождении), воюет на фронтах Гражданской и Отечественной.

"Сказочник"
Режиссер Сергей Литовец.
Коля Васильев живет в селе. Его детство приходится на 30-е годы ХХ века. Игрушек у Коли нет. "Жизнь жалкая, всего не хватает", - говорит мальчик. Что же служит ему игрушками? Да все что придется: картофель, луковицы, чеснок, старые бутылки, капустные кочаны… Коля фантазирует, сочиняет истории, сказки.

"Дорога"
Режиссер Галина Калинина.
Это рассказ мальчика и девочки об их жизни, ее радостях и печалях. А живут они в России начала ХХ века, не подозревая о том, что являются свидетелями эпохальных исторических событий. Наряжая рождественскую елку, они и не предполагают, что скоро на смену игрушкам и беззаботному смеху придет неопределенность 1905-го, боль и страх 1914-го, тревога 1917-го.

"Отъезд"
Режиссер Сергей Литовец.
Гимназист Толя Бинецкий в 12 лет уходит воевать на стороне белых. Он попадает в плен к Махно и там знакомится с кукольником - старым дедушкой, которого он когда-то мельком видел на ярмарках и базарах. Кукольник мастерит игрушки. Некоторые из них изображают новых хозяев жизни: Махно и его атаманов. Старик на глазах мальчика из бандитов и убийц создает героев, рассказывая легенды об их подвигах детям. Те слушают его, затаив дыхание: разве взрослый может говорить неправду? Разве кукла может лгать?

"Наш веселый детский дом"
Режиссер Мария Кельчевская.
Вадим Шефнер – один из обитателей детского дома, в котором собраны беспризорники со всей России. Не в силах справиться с драмами взрослых, но, безошибочно чувствуя надломленность и неправоту их мира, дети придумывают себе страхи. Так в детдоме возникает легенда о красной комнате, в которой живет привидение. Оно ходит по дому по ночам, стонет и охает и, в конце концов, якобы поджигает дом вместе с его обитателями.
Дети любили рассказывать "истории". Каждый детдомовец считал своим долгом рассказать, какой он лихой разбойник, вор и громила. Таков был идеал детей-сирот.

"Сад"
Режиссер Мария Кельчевская.
В основе фильма дневники московской школьницы Нади Якушевой. Москва, НЭП. Одни богатели, другие едва сводили концы с концами, отчаянно боролись за выживание. Девочка мечтает о любви и справедливости, ведет дневник, шьет кукол на продажу, чтобы на вырученные деньги купить муку... Впереди у нее – большая и не менее трудная, чем детство, жизнь.

"Дама белая, дама черная"
Режиссер Сергей Литовец.
Фильм снят по воспоминаниям учеников школы-коммуны для детей партийных вождей Советской России. Они играли в школьном театре в "Даму белую" и "Даму черную". Одну любили, другую боялись. В 1934 году их жизнь разделилась на "белую", что осталась в прошлом, и "черную", которую приготовил им Сталин.

Лилия Боровская - лауреат ТЭФИ-2005 в номинации "Сценарист телевизионного документального фильма/сериала".

Читайте также:

На экране - история глазами детей

Анатолий Приставкин: "Можем ли мы создать для наших детей цветной мир?"

Лариса Романовская. В лучшем из миров. Антимиф на ГТРК "Культура"

Детство как убежище и детство как сопротивление