О проекте Слово и дело

Документальный сериал (Россия, 2003 - 2004), 20 фильмов.

Документальный сериал - исследование судеб и взглядов русских мыслителей. Каждая серия посвящена выдающемуся представителю русской общественной мысли: от протопопа Аввакума до Питирима Сорокина. Священники, художники, ученые, поэты, педагоги и революционеры - они были обеспокоены прошлым России, настоящей и будущей судьбой страны и народов, ее населявших. Совокупность их взглядов, возможно, есть то, о чем говорил Юрий Михайлович Лотман: "Разница позиций обеспечивает некоторый прорыв к истине".

2003 год. 10 фильмов.
Режиссер-постановщик Алексей Горовацкий.
Автор сценария Вадим Царев при участии Алексея Горовацкого.

Фильм 1-й. Аввакум (1620/1621-1682).
Глава и идеолог русского раскола, протопоп, писатель. Выступил против реформ Никона. В 1666 году на церковном Соборе расстрижен и предан анафеме. В следующем году сослан в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме. Так продолжалось до 14 апреля 1682 года, когда он, за "великие на царский дом хулы", был сожжен вместе с тремя своими единомышленниками. "Житие протопопа Аввакума" - первая в истории русской литературы развернутая автобиография.

Фильм 2-й. Михаил Михаилович Щербатов (1733-1790).
Русский историк, публицист, почетный член Петербургской Академии наук, тайный советник, основоположник русского консерватизма. Автор памфлета "О повреждении нравов в России", "Истории России с древнейших времен".

Фильм 3-й. Петр Чаадаев (1794-1856).
Русский религиозный философ П.Я. Чаадаев, участник войны 1812 года, масон, член Северного общества декабристов. В своих "Философических письмах" высказал критическое отношение к русской истории, православию, самодержавию. За публикацию одного из писем был объявлен сумасшедшим.

Фильм 4-й. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885).
Русский публицист, ученый, социолог Н. Я. Данилевский получил блестящее образование. Участник и организатор многих географических экспедиций. В сочинении "Россия и Европа" выдвинул теорию "обособленных культурно-исторических типов" (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Был директором Никитского ботанического сада.

Фильм 5-й. Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891).
Рассказ о русском писателе, философе, публицисте и литературном критике К.Н. Леонтьеве. Он проповедовал "византизм" (церковность, монархизм, сословная иерархия и т.п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений.

Фильм 6-й. Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921). Знатный князь, революционер-народник, теоретик анархизма, путешественник, мыслитель. 40 лет провел в эмиграции. В 1917 году вернулся в Россию, признал революцию, но отверг диктатуру пролетариата.

Фильм 7-й. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Русский религиозный философ мирового уровня, поэт, публицист. После защиты диссертации уехал в Египет. Академическая карьера его прервалась после того, как он произнес речь против смертной казни.
В эфире: 29 января, повтор - 30 января 2008 года.

Фильм 8-й. Василий Васильевич Розанов (1856-1919).
Самый литературно одаренный русский философ, печатался в противоположных по мировоззрению и политической позиции изданиях, чем вызывал упреки в беспринципности. Но, если внимательно вчитаться в его писания, он везде верен себе.

Фильм 9-й. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961).
Практикующий хирург, богослов, выдающийся ученый, святитель. Прошел лагерь и ссылку. В 1995 году был причислен к лику святых Православной церкви.

Фильм 10-й. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968).
О крупнейшем американском социологе П.А. Сорокине. В февральскую революцию он был членом Временного правительства от партии эсеров, секретарем А.Ф. Керенского. В США с 1923 года. С 1930 года - профессор Гарварда. Считался одним из самых успешныхученых, но в последние годы жизни был окружен непониманием коллег.

В эфире: с 6 по 17 августа 2007 года.

2004 год. 10 фильмов.

Автор сценария и ведущий Вадим Царев.
Режиссер-постановщик Алексей Горовацкий.
Оператор Валентин Халтурин.
Композитор Владимир Романычев.

Образ и действительность. О русских философах-мыслителях двадцатого столетия.

Нескучный сад. Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949).
Поэт, мыслитель, теоретик символизма, переводчик, мистик. В его доме в Санкт-Петербурге (известном как "башня Вячеслава Иванова") устраивались так называемые "ивановские среды". Здесь собирались представители различных кругов творческой интеллигенции.

В стихиях зримого мира. Лев Николаевич Гумилев (1912-1992).
Ученый, философ, историк, этнолог, доктор исторических и географических наук. Главный теоретический труд Л.Н. Гумилева посвящен проблемам этнической истории и вопросам взаимодействия народов со своей средой обитания.

Побеждать не раня. Юрий Михайлович Лотман (1922–1993).
Филолог, историк литературы, культуролог, семиотик. Лотман проработал в литературоведении более сорока лет. Всем известны его комментарии к "Евгению Онегину", до последних дней он читал лекции в университете города Тарту. В последнем интервью Лотман сказал: "Разница позиций обеспечивает некоторый прорыв к истине. Поэтому надо уважать чужое мнение за то, что оно - чужое. Не нужно требовать, чтобы оно совпадало с моим, тогда оно мне абсолютно неинтересно. Обычный ход ограниченности: мне нужно чужое мнение, если оно подкрепит мое. Нет, мне нужен тот, кто со мною не соглашается..."

Не плакать, не смеяться, а понимать. Алексей Федорович Лосев (1893-1988).
Один из немногих настоящих русских философов, живших и выживших в революционной и советской России. Его долгая жизнь богата общением с лучшими российскими мыслителями (Бердяев, Шпет, Флоренский, Трубецкой), блестящими исследованиями античной и современной философии, фундаментальными книгами, цитаты из которых стали классическими, и приговорами судов, и лагерным опытом. "В любимом всегда имеется для любящего такая тайна, которая неисчерпаема. Любить – это и значит видеть в любимом тайну, которую другие, нелюбящие, не видят. Эти нелюбящие часто даже смеются над любящим, который, как в этих случаях думают, избрал для себя недостойный предмет любви. Но любящий непобедим, потому что он видит, а нелюбящие всегда победимы, потому что они ничего не видят в том, что для любящего является любимым".

Хронотоп. Михаил Михайлович Бахтин (1895—1975).
С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе – жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos "время" и topos "место") оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях. "Несказанное ядро души может быть отражено только в зеркале абсолютного сочувствия".

Согласие противоречий. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941).
Русский писатель, литературный критик, религиозный мыслитель. Литературное наследство, оставленное им, велико. Мережковский не раз подчеркивал внутреннее единство всего, что он писал. Он утверждал, что книги его-это "одна книга, только для удобства изданная в отдельных томах", и что тема этой книги - роль христианства в современной жизни.

Небесный лик. Павел Александрович Флоренский (1882-1937).
"Современному человечеству нужна христианская культура, не бутафория, а серьезная, действительно по Христу и действительно культура. Во всяком случае каждому требуется искренно определить себя, хочет ли он и считает ли возможно таковую. Если нет, то тогда незачем говорить о христианстве и сбивать себя и других туманными надеждами на несбыточное".

Серебряная ночь пророка. Даниил Леонидович Андреев (1906-1959).
Главный труд своей жизни - "Розу мира" - Даниил Андреев писал, отбывая срок во Владимирской тюрьме. "Годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет утрачена, я восстановить ее не успею. Но если она дойдет хотя бы до нескольких человек… - идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах".

Объединение сердец. Николай Константинович Рерих (1874-1947).
Художник, ученый, писатель, поэт, педагог, мыслитель, путешественник, общественный деятель. Рерих оставил огромное художественное наследие – около шести тысяч картин, эскизов театральных декораций, настенных росписей, мозаик. Его литературное наследие составляет около 30 томов – стихотворений, сказок, пьес, художественной прозы, публицистики.

В эфире:
6-22 декабря 2005 года.


Читайте также:

Павлов Павел. Рассказывать как легенду

Посвящается русским философам