О проекте Небо в клетку

Цикл документальных фильмов Анатолия Приставкина.

Это своеобразный документальный роман, место действия которого – вся тюремная Россия. С позиций гуманистических и милосердных Анатолий Приставкин рассказывает один или несколько конкретных случаев, знакомит с обстоятельствами уголовных дел, затем съемочная группа отправляется в зону и снимает продолжение истории. Приставкин рассказывает о людях, оказавшихся по тем или иным причинам в неволе, не судит и не адвокатствует, но призывает отнестись к ним человечно и задуматься об их судьбах…

"Небо в клетку" - это телевизионное путешествие за ту зыбкую черту, которая отделяет нас, более или менее законопослушных, от тысяч и тысяч зэков. Точнее не в зону, а по зонам, на которые Анатолий Приставкин наподобие Дантовых кругов разделил всю реальную криминальную Россию.

Автор и ведущий – Анатолий Приставкин
Режиссер – Ирина Васильева
Продюсер – Александр Радов
Производство Студии "Фишка-фильм" по заказу телеканала "Культура"

Фильм 1-й.
Женщины в неволе
Нижнетагильская женская колония славится изумительным хором – заключенные женщины поют Баха, Моцарта, Гершвина. Организовали этот уникальный вокальный коллектив Ольга Саидова, профессиональный музыкант, и Татьяна Прожирина, учительница. Обе отбывают срок за убийство.

Анатолий Приставкин: "Убежден, что практически каждый человек в жизни в чем-то талантлив… В тюрьме многие люди обретают духовную свободу, раскрепощение и помогает им в этом искусство. Они могут себя выразить – в литературе, в живописи, в музыке – это дает им внутреннее освобождение в условиях жизни в заключении, в клетке. Искусство, творчество дает возможность этим несчастным людям найти в себе силы жить и жить ярко".

Фильм 2-й. Казенные дети

В нижнетагильской колонии есть Дом ребенка. Здесь отбывают свой первый срок дети осужденных женщин. Живут они там с момента рождения до трехлетнего возраста, потом детей отнимают у матерей и отправляют в детский дом. Эпиграфом к фильму можно было бы поставить слова одной из его героинь, заключенной Наталья Долготько: "Малолетние дети за решеткой – позор для государства".

Анатолий Приставкин: "Что такое обездоленное детство я знаю не понаслышке, я был и беспризорником, детдомовцем, в колонии срок отбывал… Если родители, я в этом убежден, не закладывают основ нравственности, духовности с детства, они предают своих детей! Причем это относится как к семьям бедным, так и к вполне обеспеченным. Дети, недополучившие в детстве родительской любви и заботы, гораздо чаще оказываются за решеткой. Они мстят за невнимание и жестокость, проявленную к ним в детстве".

Фильм 3-й. Пилат, Иешуа и доктор философии
Драматический театр в Екатеринбургской колонии. Заключенные инсценировали булгаковский сюжет из романа "Мастер и Маргарита" о Понтии Пилате и Иешуа Ганоцри. Доктор философских наук Елена Степанова занимается адоптацией заключенных и помогает им в качестве консультанта. Вскоре после премьеры исполнитель роли Иешуа Алексей Третьяков вышел на свободу и в первый же день признался Елене в любви. Теперь они каждый день ходят в зону вместе, вместе помогают справиться с бедой тем, кто за колючей проволокой...

Анатолий Приставкин: "Герой нашего фильма Алексей Третьяков признался, что в тюрьме ему было лучше, чем на свободе – там, за колючей проволокой, люди человечнее и внимательнее друг другу, горе обостряет чувства и восприятие реальности, не случайно, что и свою любовь он нашел там – в зоне. Долгожданная свобода Алексея во многом разочаровала: кругом грязь, запустение, но главное, что люди разучились слышать и понимать друг друга…В фильме Алексей говорит, на мой взгляд, очень глубокие и важные слова о свободе и несвободе"

Фильм 4-й. Каинов крест.
Исполнитель роли Пилата Алексей Муранов, образованный, разносторонне одаренный человек, главный режиссер тюремного театра, готовится к новой роли – Раскольникова. Опыт Раскольникова, описанный Достоевским в романе "Преступление и наказание", это и его, Муранова биографический факт. Он убил двух ни в чем не повинных женщин. Их родственники в фильме свидетельствуют против "артиста". За него, за возможность осознания греха и духовное перерождение, за возвращение преступника в наш мир, борются двое – Иешуа и доктор философии.

Анатолий Приставкин: "Убежден, что мы, русские, талантливейшая нация. Однажды мне из колонии пришел толстый пакет со стихами. Стихи хорошие, без скидок на то, что написаны заключенным. Мы начали переписываться. Судьба этого человека по фамилии Ожегин удивительна: он прожил бурную авантюрную жизнь, сидел в пятнадцати лагерях… Его судьба и судьбы многих других заключенных, которых я знал, убедили меня в том, что за решеткой оказываются, как правило, люди незаурядные, одаренные, талантливые, не вписывающиеся в привычные рамки. Вот, например, один заключенный изобрел автомат, который по своим техническим характеристикам во много раз превосходил знаменитый автомат Калашникова. Этого человека посадили за то, что он хранил оружие, но это было оружие собственного производства, а сам он был не бандитом, а изобретателем. По завершении следствия его автомат уничтожили, а мы лишились второго Калашникова, который, возможно, прославил бы нашу страну".

Подробнее >>