О проекте Нигде в Африке

Художественный фильм (Германия, 2001).
Оригинальное название: Nowhere in Africa.
Режиссер и автор сценария Каролина Линк.
По роману Стефани Цвейг.
Оператор Гернот Ролл.
Композитор Ники Райзер.

В ролях: Юлиана Келер, Мераб Нинидзе, Матиас Хабих, Сидеде Ониуло, Леа Курка, Каролина Эккертц.

1938 год. Красавица Йеттель вместе с пятилетней дочерью Региной едва успевает бежать из фашистской Германии в Африку, где ее ждет муж Вальтер. Покинув Европу, Вальтер и Йеттель живут среди африканских племен на отдаленной ферме в Кении и вместе со всеми каждый день борются за выживание. Новые испытания обрушиваются на них, когда Германия начинает войну: всех выходцев из Германии помещают в резервации. С большим трудом Вальтеру удается поступить в войска антигитлеровской коалиции, а Йеттель с дочерью - вернуться на кенийскую ферму.

Призы:
Премия "Оскар" за лучший иностранный фильм в 2003 году.
"German Film Awards" Герноту Роллу, Каролин Линк, Ники Рейзер, Матиасу Хабиху в 2002 году.
Премия "ФИПРЕССИ" Каролин Линк на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 2002 году.

Полный список номинаций и призов

Михаил Трофименков о фильме:
"Событие недели – "Нигде в Африке" (Nirgendwo in Afrika, 2001) режиссера из Баварии Каролины Линк, удостоенный вполне предсказуемого "Оскара" за лучший иностранный фильм (20 ноября, "Культура", 22.30 ***). При всех своих достоинствах фильм кажется каким-то кентавром: к "туловищу" экзотического и зоркого опыта об Африке грубо пришита "голова" драмы на тему холокоста. Можно пофантазировать, предположить, что госпожа Линк пришла к продюсеру просить денег на бессюжетное наблюдение за жизнью антилоп гну, зебр и прочей саранчи, но получила твердый отказ: этого добра и на канале Discovery хватает. Вот какая-нибудь большая, гуманистическая тема – другое дело, особенно в эпоху всемирного триумфа "Пианиста" или "Списка Шиндлера". Каролина Линк спорить не стала и сметала на живую нитку историю адвоката Вальтера, сыгранного грузинским актером Мерабом Нинадзе, который успел с семьей покинуть нацистскую Германию за считанные недели до "хрустальной ночи", колоссальных еврейских погромов в ноябре 1938 года. Бежали они далеко, аж в Кению, где сначала с ужасом преодолевали все немыслимые для интеллигентных европейцев бытовые, сантехнические трудности, но потом сжились с Африкой так, что, когда война кончилась, дочь Вальтера даже не хотела возвращаться в фатерланд. О холокосте режиссер время от времени вспоминает, когда герои получают вести из Европы или слушают радио. Но даже вторая мировая война задевает их по касательной: только Вальтер надумал пойти служить в английскую армию, как война и закончилась. Так же наплевательски Линк относится и к другим сюжетным линиям. История адюльтера, чуть было не приключившегося с женой Вальтера, скоропостижно обрывается, как и возможный роман между дочкой и ее туземным сверстником. Зато Африку, ее воздух, ее жар, ее пыль, ее фауну, ее саранчу, которую чернокожие мальчишки очень аппетитно поедают на крупных планах, Линк снимает отлично, с чувством. Люди интересуют ее гораздо меньше, и она этого не скрывает, что, бесспорно, делает ей честь.

Газета "Коммерсант", № 217, 18 ноября 2005 года.

В эфире:
20 ноября 2005 года,
15 июля 2007 года,
5 августа 2008 года.