О проекте Дети райка

Художественный фильм (Франция, 1945), 2 серии.
Оригинальное название: Les Enfants du paradis.
Режиссер Марсель Карне.
Сценарий Жак Превер.
Оператор Роже Юбер.
Композитор Морис Тирье.

В ролях: Арлетти, Жан-Луи Барро, Пьер Брассер, Мария Казарес, Гастон Модо, Пьер Ренуар, Фабьян Лори,

1-я серия. "Бульвар преступлений".
История разворачивается в Париже в начале XIX века на "Бульваре преступлений". Там находится театр пантомимы "Фюнамбюль"и где начинается безответная любовь театрального мима Баптиста Дебюро к актрисе Клэр Рейн, выступающей под именем Гаранс. Ее любят еще трое мужчин: актер труппы Фредерик Леметр, коварный вор Ласенар и граф Эдуард Монтрэ. Молодая актриса Натали влюблена в Баптиста и всячески старается добиться взаимности. Вскоре Гаранс приходится покинуть город под защитой графа Эдуарда, поскольку она оказывается замешанной в преступлении, совершенном Ласенаром.

2-я серия. "Человек в белом". Прошло несколько лет. Гаранс вышла замуж за графа Монтрэ, Баптист женился на Натали, и у них подрастает сын. Вернувшись в Париж, Гаранс узнает, что Баптист стал знаменитым мимом, и решает встретиться с ним. Об их свидании становится известно Натали и графу Эдуарду.

Призы:
Номинация на премию "Оскар" за лучший сценарий (Жак Превер) в 1947 году.

Михаил Трофименков о фильме:
Шедевр Марселя Карне (1909-1997), другого классика "поэтического реализма" 1930-1940-х годов,– "Дети райка" (Les enfants du paradis, 1945), объяснение в любви к театру (19 ноября, "Культура", 14.20 *****). Сначала он назывался "Бульваром Преступлений": так парижане 1830-х годов прозвали улицу в квартале Марэ, где размещались популярные театры. Классицизм уже утратившего былую легкость Карне сполна компенсируется сценарием Жака Превера и феерическим кастингом. Великий мим Жан-Луи Барро играет своего не менее великого предшественника Батиста Дебюро, вечного Пьеро. Его друга и соперника Фредерика Леметра, гениально безобразничающего на сцене Арлекина,– Клод Брассер. Гаранс, в которую они оба влюблены,– Арлетти, как раз перед выходом фильма на экраны освобожденного от нацистов Парижа арестованная за связь с немецким офицером. Впрочем, в Гаранс влюблены все: и, как сказали бы сейчас, "враг общества номер один", убийца Ласенер, и граф де Монтре. "Любовь – это так просто" – эти слова Гаранс, печально соблазняющей Дебюро, одна из самых бесстыжих и возвышенных фраз в истории кино. Жизнь перетекает в театр, театр в жизнь. Сымпровизированная Дебюро пантомима на улице спасает Гаранс от несправедливого ареста, а Ласенер аранжирует свои преступления и свою собственную капитуляцию, фактическое самоубийство, как шедевры никем не признанного актера. Когда сравниваешь с былыми фильмами, даже с нелепым фильмом Дювивье, современные французские опусы, понимаешь, что ремесленное мастерство растерять очень просто.

Газета "Коммерсант", № 217, 18 ноября 2005 года.

В эфире:
19 ноября 2005.
9 апреля 2006.