О проекте Великий диктатор

Художественный фильм ( США, 1940).
Оригинальное название:The Great Dictator.
Режиссер и автор сценария Чарлз Чаплин.
Операторы Роланд Тотеро, Карл Штрусс (Karl Struss).
Композитор Меридит Уиллсон.

В ролях: Чарлз Чаплин, Полетт Годдар, Джек Оуки, Реджинальд Гадинер, Генри Дэниелл, Билли Гилберт, Грейс Хейл, Картер ДеХейвен, Эмма Данн, Морис Москович.

Великий комик в этом фильме играет две роли: еврея-парикмахера и диктатора Томении Аденоида Хинкеля.

Валерий Кичин ("Российская газета" 12.03.09): "Это политический фарс, первый "говорящий" фильм Чаплина. В истории о том, как еврейский парикмахер обнаружил, что он двойник фюрера Аденоида Хинкеля, много смешных, ставших классикой эпизодов (игра с глобусом, прибытие Муссолини). Его сценарий стал первым выпадом против Гитлера, когда тот еще вызывал надежды в политических кругах США; Чаплину советовали закрыть проект, чтобы не потерять немецкий рынок. И фильм был снят только в 1940 году. Цифровая реставрация теперь дала ему новую жизнь, так что картину смотришь словно впервые. Даже если вы знаете ее наизусть, все равно будете хохотать. А так как антифашистская тема становится все более актуальной для России, то и показ картины нельзя не признать более чем своевременным".

Призы:
New York Film Critics Circle Awards Чарлзу Чаплину как лучшему актеру в 1940 году;
Kinema Junpo Awards (Япония) Чарлзу Чаплину за лучший иностранный фильм в 1961 году;
Jussi Awards (Финляндия) Чарлзу Чаплину как лучшему иностранному режиссеру в 1974 году;
Номинации на "Оскар" в 1941 году Чарлза Чаплина за лучшую главную роль и сценарий, Джека Оуки за лучшую роль второго плана, Мередит Уилсон за лучшую музыку.

Полный список наград и номинаций

В эфире:
13 апреля 2004 года,
13 ноября 2005 года,
8 января 2008 года,
22 марта 2009 года.


Геннадий Белостоцкий о фильме:
"...Гениальный комик в этом великом и по-настоящему провидческом фильме, снятом в начальный период Второй мировой войны, играет две роли: еврея-парикмахера, живущего в вымышленной стране Томении и потерявшего память в результате контузии, и как две капли воды похожего на него диктатора Томении Аденоида Хинкеля. Парикмахеру удалось сбежать из концлагеря, и приближенные Хинкеля приняли его за диктатора... Образ парикмахера - продолжение и развитие темы чаплинского героя, униженного, оскорбленного, поставленного на грань выживания, однако решившегося на очень смелый поступок. Этот фильм считается одним из самых спорных в творчестве Чаплина-режиссера. Одни восприняли его как блистательное разоблачение фашизма, другие же посчитали, что режиссер слишком легковесно изобразил фашизм и его зловещих вождей. Произнесенная в финале речь парикмахера возмутила реакционных представителей американской общественности, и от слушаний в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности Чаплина спасло лишь нападение японцев на Перл-Харбор".
Газета "Культура", 3-9 ноября 2005.