О проекте Великий диктатор. Х/ф

Великий комик в этом фильме играет две роли: еврея-парикмахера и диктатора Томении Аденоида Хинкеля.

Награды и номинации:
- New York Film Critics Circle Awards Чарльзу Чаплину как лучшему актеру, 1940;
- Kinema Junpo Awards за лучший иностранный фильм, Япония, 1961;
- Jussi Awards Чарльзу Чаплину как лучшему иностранному режиссеру Финляндия, 1974;
- 5 номинаций на премию "Оскар": "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль" (Чарльз Чаплин), "Лучшая мужская роль второго плана" (Джек Оуки), "Лучший оригинальный сценарий", "Лучший саундтрек", 1941.

Художественный фильм (США, 1940).
Режиссер и автор сценария: Чарльз Чаплин
Операторы: Роланд Тотеро, Карл Штрусс
Композиторы: Меридит Уиллсон, Чарлз Чаплин
В ролях: Чарльз Чаплин, Полетт Годдар, Джек Оуки, Реджинальд Гадинер, Генри Дэниелл, Билли Гилберт, Грейс Хейл, Картер ДеХейвен, Эмма Данн, Морис Москович

Валерий Кичин ("Российская газета", 12.03.09):
"Это политический фарс, первый "говорящий" фильм Чаплина. В истории о том, как еврейский парикмахер обнаружил, что он двойник фюрера Аденоида Хинкеля, много смешных, ставших классикой эпизодов (игра с глобусом, прибытие Муссолини). Его сценарий стал первым выпадом против Гитлера, когда тот еще вызывал надежды в политических кругах США; Чаплину советовали закрыть проект, чтобы не потерять немецкий рынок. И фильм был снят только в 1940 году. Цифровая реставрация теперь дала ему новую жизнь, так что картину смотришь словно впервые. Даже если вы знаете ее наизусть, все равно будете хохотать. А так как антифашистская тема становится все более актуальной для России, то и показ картины нельзя не признать более чем своевременным".

Геннадий Белостоцкий (газета "Культура", 3-9 ноября 2005):
"...Гениальный комик в этом великом и по-настоящему провидческом фильме, снятом в начальный период Второй мировой войны, играет две роли: еврея-парикмахера, живущего в вымышленной стране Томении и потерявшего память в результате контузии, и как две капли воды похожего на него диктатора Томении Аденоида Хинкеля. Парикмахеру удалось сбежать из концлагеря, и приближенные Хинкеля приняли его за диктатора... Образ парикмахера - продолжение и развитие темы чаплинского героя, униженного, оскорбленного, поставленного на грань выживания, однако решившегося на очень смелый поступок. Этот фильм считается одним из самых спорных в творчестве Чаплина-режиссера. Одни восприняли его как блистательное разоблачение фашизма, другие же посчитали, что режиссер слишком легковесно изобразил фашизм и его зловещих вождей. Произнесенная в финале речь парикмахера возмутила реакционных представителей американской общественности, и от слушаний в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности Чаплина спасло лишь нападение японцев на Перл-Харбор".