О проекте Тени забытых предков

Художественный фильм (СССР, Киностудия им. А. Довженко,1964).
Режиссер Сергей Параджанов.
По одноименной повести Михаила Коцюбинского (фильм снят к 100-летию со дня его рождения).
Сценарий Сергей Параджанов, Иван Чендей.
Оператор Юрий Ильенко.
Композитор Мирослав Скорик.

В ролях: Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова, Николай Гринько, Леонид Енгибаров, Нина Алисова, Александр Гай, Неонила Гнеповская, Спартак Багашвили, Татьяна Бестаева.

Десятки лет враждовали два гуцульских рода - Палийчуки и Гутенюки. Но случилось так, что Иван Палийчук полюбил красавицу Маричку Гутенюк.

Первая роль в кино украинского актера, режиссера, сценариста и композитора Ивана Миколайчука.

Премии:
Государственная премия Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1991, удостоены С. Параджанов (посмертно), оператор Ю. Ильенко, актриса Л. Кадочникова, художник Г. Якутович);
Премия Британской киноакадемии (1966);
Кубок I ФФ в Риме-65;
Премия за режиссуру и приз ФИПРЕССИ МКФ в Мар-дель-Плато-65;
Приз МКФ в Салониках-65;
Специальная премия жюри ВКФ-6;
Участие на МКФ "Mediawave-94" (Дьер, Венгрия);
"Молодость-95" (Киев);
Специальная премия Всесоюзного кинофестиваля за 1966 год.

Валерий Кичин о фильме (Российская газета, №4638 от 15 апреля 2008 года):
«Романтическая поэма, сделавшая имена Сергея Параджанова и его оператора Юрия Ильенко всемирно знаменитыми. До той поры Параджанов снимал стандартное советское кино: "Андриеш", "Первый парень", "Украинская рапсодия", и ничто в нем не предвещало гения. Теперь его имя вписано в число классиков ХХ века. В "Тенях..." он впервые явил стиль поэтически живописного кино, который приняли за этнографический. История вражды двух гуцульских родов и любви новых Ромео и Джульетты помещена в пышную раму из народного мелоса, легенд и цветистых танцев. Продолжая традиции поэтического кино Украины, заложенные Довженко, картина открыла новые возможности киноязыка - движения камеры, использования цвета, способа повествования. Власти заподозрили в фильме национализм: известно, что Параджанов отказался дублировать картину на русский. Знаменитый проход обнаженной героини в лунном свете вызвал у пуристов род скандала. "Тени..." собрали обильный урожай международных премий, но Параджанова не выпустили из страны, чтобы их получить. Тем не менее призы в Киеве, Риме, Мар-дель-Плата, премия БАФТА».

Иван Дыховчиный о фильме:
Эта картина считалась в свое время абсолютно культовой среди людей, которые исповедовали истинное кино. Ее снял Сергей Параджанов - гениальный режиссер, который чрезвычайно пострадал от той эпохи, он даже сидел в тюрьме и долгое время был лишен всякой работы. И, к сожалению, им удалось надолго вытащить его из строя и не давать ему проявлять удивительные свои фантазии. Параджанов - это режиссер, который нравится очень определенному кругу людей. Это режиссер, который работает совершенно в неповторимом жанре. Думаю, нелишне было бы сказать, что его любили самые великие режиссеры мира, начиная от Феллини и кончая Андреем Тарковским. Они не то чтобы любили, они очень внимательно смотрели его картины. У этого человека был свой мир, свое видение, и оно, безусловно, передавалось на экран. А "Тени забытых предков" - это лучшая, по-моему, его картина.
Известия (130000), №228, 8 декабря 2006