О проекте Зеленый фургон. Х/ф

По мотивам одноименной повести Александра Владимировича Козачинского (1938).

1920 год. После многократной смены власти, в Одессу вошла наконец Красная армия. У новой рабоче-крестьянской милиции не было опыта в работе. Поэтому в ее рядах были люди чаще всего случайные и неумелые среди которых и бывший гимназист Володя Козаченко, юноша из интеллигентной семьи, страстно желающий помочь Советской власти.

Кража вокзальных часов во время Гражданской войны прославила одесского вора Федьку-Быка. Но он не догадывался, что те три талера, которые он за них выручил, перевернут жизнь гимназиста Володи, который становится сотрудником уголовного розыска.

Художественный фильм (Одесская к/ст., 1959).
Режиссер: Генрих Габай
Сценарий: Григорий Колтунов
Оператор: Радомир Василевский
Музыка: Игорь Якушенко, Борис Карамышев
В ролях: Владимир Колокольцев, Роман Филиппов, Николай Волков-старший, Вадим Захарченко, Константин Кульчицкий, Дмитрий Милютенко, Ольга Лысенко, Дмитрий Иванов, Юрий Тимошенко, Василий Векшин, Александр Луценко

"Зеленому фургону" - кинофильму и монументу" (Михаил Кордонский. Власть меняется или фургон украли?):

"По непознаваемой прихоти жития культуры в народе, из всех звезд, зажженных Одесской киностудией, только одной актрисе - Вере Холодной - и только одному фильму - "Зеленому фургону" - поставлены в Одессе памятники. Хотя многие одесситы этого слова не любят. "Памятники - это на кладбище, - говорят они, - а у нас - скульптуры". Комбинатор, механик и человек с гусем восседают в авто, еврей из анекдота смотрит в небо через часовую лупу, рыбак и рыбачка торгуют рыбой с шаланды, а бандит и два мента несутся в еще не позеленевшем от патины фургоне.

Он снят на Одесской киностудии дважды, с интервалом в четверть века. О том, что фильму предшествовала книга, сейчас знают только специалисты. "Поскольку наш народ в массе своей неграмотен, то из всех искусств для нас важнейшим является кино", - сказал однажды о великом немом великий извращенный. Александр Козачинский, собственно, не писатель, я сейчас расскажу, кто, написал всего несколько рассказов и одну небольшую повесть. Его судьба тесно переплетена с судьбой другого великого одессита. Гимназический одноклассник, коллега по службе в одесском угрозыске, тюремщик, освободитель, протектант на ПМЖ в Москве, литературный покровитель, прототип персонажа - всем этим был для Козачинского Евгений Петров.

В начале двадцатых годов Козачинский ушел из милиции в бизнес - стал главарем банды. В повести он воссоздал одну из своих личин под именем Красавчик, - Козачинский действительно по жизни был необыкновенно красив. Поймал его лично Петров, он же после расстрельного приговора суда приложил все силы, чтобы отмазать друга-врага. В 1925 году Козачинский вышел по амнистии и с тех пор ни к милиции, ни к налетам не возвращался. Как говорили тогда - перевоспитался. Петров, уже не опер, а журналист, встретил Козачинского у выхода из тюрьмы с билетом на московский поезд. Их звал "Гудок".

Побывавший ментом, бандитом, и тем, и другим одновременно, Козачинский смог сделать анализ своего и чувствуемого, и виденного, развести перемешанное в жизни и разлить в три разных сосуда.

Красавчик - бандит и налетчик. Яркая внешность вызывает ложные ассоциации с благородством, которым от него и не пахнет. Он не соблюдает ни государственных, ни нравственных, ни, тем более, мифических воровских законов, предает столько раз, сколько это ему нужно, не обязательно из корысти, а просто из лихости, из мгновенного порыва. Козачинский был ментом в Балте, увидел жирный куш, который мельник привез начальнику милиции - 16 пудов зерна в том самом зеленом фургоне. Взяткой было только зерно, но Козачинский угнал все, вместе с лошадьми и фургоном, разом предав всех, кого только можно было, в тот момент жизни. Менты из другого райотдела поймали его и, естественно, разворовали все добро. Тогда-то он и создал свою банду.

Второй в этой странной компании - Патрикеев - романтик, пламенный революционер, борец за всеобщую справедливость на основе единственно верного учения, неутомимый искатель Истины. Его герой - Шерлок Холмс - символ благородства, неподкупности, законности и криминалистики. Его прототип - Евгений Петров - погиб на фронте в Великую Отечественную. Пассионарии Холмсы и Патрикеевы неподвластны ни соблазнам жизни, ни мгновенным порывам, их невозможно купить, только убить, но сделать это далеко не всегда удается сильным мира всего. Не случайно в фильме 80-х годов (режиссер-постановщик Александр Павловский) 1 Патрикеева играет Дмитрий Харатьян.

Третий - рядовой милиционер Грищенко. Изучая его следы с шерлок-холмсовской лупой, Патрикеев замечал, что больше всего их в районе базара, особенно у лотков с самогоном и салом. Образ Грищенко получился у Козачинского очень уж симпатичным. По "стандартам" 38-года он должен быть отвратительным отрицательным мещанином. Кино могло бы это "подправить", но первый фильм - режиссера Генриха Габая - Одесская киностудия сняла в хрущевскую оттепель, когда идеологические установки уже были иными. Грищенку играет Юрий Тимошенко - великий Тарапунька. Во втором фильме - не менее обаятельный Бронислав Брондуков."