О проекте Человек из Арана

Художественный фильм ( Великобритания, 1934).
Режиссер Роберт Флаэрти.
Сценарий Джон Голдмэн.
Композитор Джон Гринвуд.

В ролях: Колмэн "Тигр" Кинг, Мэгги Диррэйн, Майкл Диллэйн.

Колмэн Кинг, Мэгги Диррэйн и Майкл Диллэйн не актеры, а жители сурового, истерзанного волнами острова Аран у западного побережья Ирландии, где и происходит действие картины. В роли злодея выступает море, и каждый день жители отвоевывают у него пропитание: будь это лов рыбы или собирание водорослей для удобрения земли.

На МКФ в Венеции (1934) картина была признана лучшим иностранным фильмом и получила "Кубок Муссолини".



"Событие недели – "Человек из Арана" (Man of Aran, 1934) Роберта Флаэрти, фильм, который растерянно анонсируют в разных телепрограммах то как "киноповесть", то как "исторический фильм", хотя он ни в коем случае не является ни тем, ни другим (10 июля, "Культура", 19.15; 11 июля, "Культура", 10.55 ).

Эта путаница вызвана не только тем, что вряд ли можно привлечь зрителей, честно предложив им документальный фильм о людях один на один с жестокой природой, но и тем, что репутация Флаэрти (1884-1951) в истории кино двусмысленна. Для одних он – отец-основатель документального кино, икона, пророк. Для других – лжец и фальсификатор, выдававший за правду жизни свои опасные инсценировки, идеологически сомнительный тип: недаром же "Человек из Арана" вышел в нацистской Германии в прокат с восторженными вступительными титрами. Дескать, фюрер хотел бы, чтобы граждане рейха были такими же мужественными, как "человек из Арана". Аран – это каменистые Аранские острова у побережья Ирландии. В поселке Килмер на Инишморе, крупнейшем из островов, Флаэрти и снимал свой фильм. На экране – как бы сугубо документальное повествование о повседневной жизни, вернее, выживании семьи рыбака. Изо дня в день долбят они молотом скалы, пытаясь отвоевать у камней пару ярдов, чтобы посадить картофель, едва ли не единственное, что растет на острове. Каждый выход рыбаков в море может оказаться последним. Кульминация фильма – чудовищный, но обыденный для Арана шторм, в который попадают трое рыбаков на лодке, которую до того заботливо "лечили". Буквально чудом им удается приблизиться к берегу, оседлав волну, и покинуть лодку перед тем, как она в щепки разобьется о скалы. А жена сначала, пока шторм не разыгрался, ждала рыбаков дома за вязанием и хлопотами о сыне, а потом выбежала на берег и ждала, не погибнет ли муж у нее на глазах. Подлинность стихии, риска сомнений не вызывает. Весь семейный антураж с колыбелью, явно позаимствованной Флаэрти из великой "Нетерпимости" (1916) Дэвида Уорка Гриффита, в наши дни кажется полной литературщиной. На самом же деле "Человек из Арана" – уникальный сплав правды и инсценировки. Один из участников съемок писал: они "повергли бы в изумление кого угодно". Островитяне – настоящие, но семья сконструирована искусственно. Кольман Кинг, главный герой, само имя которого стало нарицательным, не рыбак, а местный кузнец по прозвищу Тигр. Флаэрти не подсматривал за героями, а жестко руководил ими. Но рыбаки действительно могли погибнуть в шторм. По воспоминаниям самого Флаэрти, никто на берегу, включая его самого, не верили, что они спасутся. Но съемки продолжались. Представить себе воочию гибнущих людей в море у самого берега и продолжающего работать оператора трудно. Пожалуй, более циничных киносъемок, чем съемки "Человека из Арана", в истории не было. Флаэрти – великий режиссер, но нельзя не заподозрить его в социально опасном безумии".

Михаил Трофименков,
"Коммерсантъ", 8 июля 2005.