О проекте Короткие встречи. Х/ф

По очерку Леонида Жуховицкого "Человек должен быть свободен и одинок".

На пороге Валентины Ивановны Свиридовой, ответственного работника райсовета, появляется Надя. Она не может толком объяснить, что же ей понадобилось в чужой квартире глубокой ночью. Валентина Ивановна оставляет незнакомку у себя, приняв Надю за новую помощницу по хозяйству, которую обещала направить к ней подруга. Постепенно становится понятно, что Надя и Валентина Ивановна ждут появления в городе одного и того же человека, геолога Максима. 

1987 - Премия "Ника" (За лучшую женскую роль - Нина Русланова).

Ирина Изволова ("Искусство кино", №8, август 1998, "Звук лопнувшей струны"): "Пожалуй, до "Коротких встреч" советское кино не то чтобы не знало, а просто всерьез не задумывалось о необходимости прямого и непосредственного контакта между героями, при котором человек каждую минуту ощущает свою телесность и телесность других людей и предметов. Увлечение фактурностью материала существовало всегда. Однако в раннем кино и в кино 20-х годов оно носило чисто оптический характер. Телесность мира в фильме Муратовой не наблюдаема зрителями, а ощущаема героями. К тому же из всех чувств, данных человеку, Муратова в первую очередь выделяет не зрение, что было бы естественно для художника, впрямую связанного с изображением, а осязание - решение для кинематографа неожиданное.
Эта картина - о призрачности нового и незнакомого, о бесконечном бегстве, казалось бы, к себе, на самом же деле - от себя. Но куда, к кому? Вся жизнь - это короткие встречи, непойманная любовь, недоговоренные разговоры, недопонятые чувства. И любовный треугольник так и не смог стать треугольником - все рассыпается и рассыпается на короткие встречи.
Перед тем как уйти, Надя накроет стол для Максима и Валентины Ивановны. Приборы встанут друг против друга, ненаполненные бокалы будут источать легкую прозрачную тень. Цвет апельсинов окажется почти ощутимым. Но в тот момент, когда созданная Надей композиция обретет совершенство, сама Надя разрушит ее строгую симметричность. Она уйдет из дома Валентины Ивановны, захватив со стола один апельсин. И целое разрушится. Станет очевидной невозможность исчезновения из жизни Валентины Ивановны и Максима целого пласта воспоминаний. В реальности будет ощутима пустота - Надино отсутствие. Надя же унесет с собой апельсин, и ее рука запомнит ощущение от его упругости, как запомнила она в свое время очертания лица Максима."

Художественный фильм (Одесская к/ст, 1967).
Режиссер: Кира Муратова
Сценарий: Кира Муратова, Леонид Жуховицкий
Оператор: Геннадий Карюк
Музыка: Олег Каравайчук
Текст песен: Владимир Высоцкий
В ролях: Кира Муратова, Владимир Высоцкий, Нина Русланова, Лидия Базильская, Валерий Исаков, Ольга Викландт, Алексей Глазырин