О проекте Скорбное бесчувствие

Художественный фильм (Ленфильм, 1983-1987).
Режиссер Александр Сокуров.
Сценарий Юрий Арабов.
Оператор Сергей Юриздицкий.
Звукооператор В. Персов.
Художник Е. Амшинская.
Монтаж Л. Семенова.
Консультант Т. Боборыкина.

В ролях: Рамаз Чхиквадзе, Алла Осипенко, Владимир Заманский, Татьяна Егорова, Виктория Амитова, Ирина Соколова, Дмитрий Брянцев, Вадим Жук, Илья Ривин, Андрей Решетин, Владимир Дмитриев.
Фантазии по мотивам пьесы Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца".

Первая мировая война. В доме старого капитана Шотовера - гости. Теперь он похож на Ноев ковчег. Внешняя жизнь как бы и ни при чем: флирт, переходящий в глупость; любовная дрма, скрывающая ненависть; боль и тоска в уплотняющейся до взрывов пустоте.
"Название фильма взято из области медицины. Как режиссер, я делал фильм о скорбном бесчувствии - болезни, которой болеет только человек. ... О том, как трудно различить и почувствовать ту грань, за которой люди перестают болеть человеческими болезнями и заболевают как звери. Неизлечимо" (Александр Сокуров).

"…Хореография растворена в так называемой бытовой пластике, второе выходит из первого, первое исчезает во втором, граница между первым и вторым есть вспышки настроения, состояния героев"
Александр Сокуров (из заметок о пластическом решении фильма)


"В названии этого фильма — диагноз психической болезни. Название пьесы Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца" — это формула–символ, найденная великим английским остроумцем для обозначения Европы перед Первой мировой войной. Русский режиссер распознал русские чеховские корни пьесы и виртуозно разработал их в своей насыщенной ассоциациями кинематографической композиции. Это был сгусток режиссерской фантазии и антология почти всех опробованных позднее приемов Сокурова. Здесь были: макет, дублирующий натуру, документальные кадры с деформацией изображения, маска самого Шоу и исполнители — непрофессионалы рядом со знаменитым грузинским артистом Рамазом Чхиквадзе.
Фильм вызвал скандал еще на стадии работы, которую прерывали, запрещали в разных инстанциях, пока, наконец, не выпустили в перестроечное время в 1987 году. Пожалуй, именно сегодня особенно внятно звучит в этой картине важнейший для режиссера мотив — беззащитности человека, спрятавшегося как в коконе в стенах отчего дома от ужаса истории и бытийных проблем. Защита — наука, техника, культура — цивилизация — может в любое время рухнуть и задавить "гордого" всем этим человека.
Фильм участвовал в конкурсной программе ХХХVII Международного кинофестиваля в Западном Берлине в 1988 году". (Александра Тучинская )

Призы и награды:

Приз ФИПРЕССИ на ХV Международном кинофестивале в Москве.

Специальный приз памяти Андрея Тарковского (1987).


Официальный сайт Александра Сокурова.