О проекте Без надежды. Х/ф

Венгрия, 60-е годы ХIХ века. Графа Гедона Радаша назначают правительственным комиссаром с особыми полномочиями, чтобы обеспечить неприкосновенность собственности Австро-Венгерской империи после поражения венгров в борьбе против австрийского владычества. Граф при выполнении задачи в средствах не стесняется. Он обещает заключенным в тюрьму бывшим повстанцам освободить тех, кто укажет на убийц семьи Киша Балагова.

Номинация на "Золотую пальмовую ветвь" МКФ в Канне, Приз ФИПРЕСИ на МКФ в Локарно (1966)

Михаил Трофименков (Коммерсант (126000), №182, 29 сентября 2006):

Фильм — первая часть трилогии, посвященной насилию. Во второй части, "Звездах и солдатах" (1967), речь пойдет о белом терроре в годы гражданской войны в России, в третьей — "Тишина и крик" (1968) — о терроре, обрушившемся на Венгрию после разгрома советской республики в 1919 году. Но начал Янчо свою поэму о терроре с событий 1860-х годов. Император Франц-Иосиф каленым железом выжигает крестьянское недовольство. Речь не о революционном движении, хотя повстанцы и поют песни повстанцев 1848 года, а о стихийном, аграрном то ли терроризме, то ли бандитизме. Грубые, примитивные усачи душат, режут, грабят: единственное оправдание — нищета и отчаяние. Правительство практикует гораздо более эстетское насилие. Подозреваемых сгоняют в концлагерь под открытым небом. Пленные то ходят по кругу в белых колпаках на голове, связанные веревкой, то оказываются запертыми в деревянных ящиках. Жандармы изощренно провоцируют пленных на предательство. Одному из убийц, например, обещают жизнь, если он найдет и выдаст человека, совершившего больше убийств, чем он сам. А потом власти, глазом не моргнув, отказываются от обещаний и отдают доносчика на расправу вчерашним товарищам. Скорее всего, весь этот сюрреалистический театр террора придумал сам Янчо, который вообще всю мировую историю воспринимает как огромную мистерию, пляску смерти, в которой кружатся и палачи, и жертвы. Свои фильмы он снимал длинными-длинными планами, пока хватало пленки в киноаппарате. Выстраивал безукоризненно-геометрические композиции, играя на контрастах черного и белого. Сверху — небо. Посреди степи — белоснежная мазанка, на полу которой труп, над трупом — епископ и женщина, которая должна опознать убитого. На белой стене — огромное распятие. Мало слов, ощущение молчания Бога, конца света.

Художественный фильм (Венгрия, 1965).
Режиссер: Миклош Янчо
Сценарий: Дуца Каралл, Тамаш Шомло
Оператор: Тамаш Шомло
В ролях: Янош Гербе, Золтан Латинович, Тибор Мольнар, Габор Агарди, Андраш Козак.