О проекте Головой о стену. Х/ф

20-летняя турчанка Сибель попадает в одну из психиатрических лечебниц Гамбурга. Девушка пыталась вскрыть себе вены в знак протеста против жесткого давления родителей. Ее семья, давно эмигрировавшая из Турции в Германию, заставляет дочь жить по законам мусульман и соблюдать все предписания Корана. А красавице хочется наслаждаться радостями жизни: выпивать, посещать ночные клубы и спать с мужчинами, причем каждый раз с разными.

В отделении для суицидальных больных Сибель знакомится с турком Чаитом. 40-летний мужчина тоже в свое время пытался свести счеты с жизнью. Не в состоянии смириться со смертью любимой жены, Чаит на полной скорости врезался на автомобиле в бетонную стену.

Именно при таких обстоятельствах и происходит судьбоносная встреча двух неудавшихся самоубийц. Сибель предлагает Чаиту заключить фиктивный брак без всяких обязательств. Девушке нужно выйти замуж, чтобы освободиться от неусыпной опеки родителей и вести такую жизнь, о которой она мечтает. К тому же "жених" - тоже турок, семья наверняка будет не против. Сам не зная почему, алкоголик и психопат Чаит соглашается, справедливо рассудив, что теперь, по крайней мере, будет кому сбегать за пивом.

После свадьбы жена переезжает к мужу. Эти двое сосуществуют вместе в одной квартире, но у каждого из них своя жизнь. И когда Чаит потихоньку начинает обретать гармонию в душе, а Сибель - наслаждаться свободой, в их израненных душах расцветает любовь друг к другу.

Интересные факты

Четыре предыдущих творения режиссера Акина ни разу не дали повода поверить в гениальность создателя. Он всякий раз сознательно снимал о том, что ближе, что находится буквально перед глазами. Так или иначе проблематика первых картин ("Быстро и без боли", "В июле", "Солино") разворачивалась вокруг иммигрантской темы. И вот вдруг он снял Кино - отчаянное и прекрасное, неистово взрывающее традиции тех политкорректных опусов, что пытаются, с большим или меньшим успехом, имитировать этнические конфликты. В картине Акина Восток предстал таким же прагматичным как Запад. Теперь уже стало окончательно ясно, что на Земле есть лишь одно место, где можно укрыться от вселенской холодности - только в собственном сердце.

Незапланированный, но заслуженный триумф фильма на Берлинском фестивале, куда он попал в последнюю минуту, вылился в скандал: ушлые репортеры раскопали десять порнолент, в которых до того инкогнито успела сняться 23-летняя дебютантка Сибель Кекилли, сыгравшая свою тезку. Турецкая красавица втайне от семьи уже два года зарабатывала себе таким образом на жизнь. После обнародования этих материалов родители Сибель (совсем как в фильме) едва не отреклись от дочки.

Однако после берлинского торжества Кекилли моментально стала звездой иного масштаба и скоро подписала несколько серьезных контрактов. О том, что это девушка редкого таланта говорит хотя бы тот факт, что она обошла при кастинге 350 конкуренток. Нечто похожее случилось и с 42-летним турком Биролем Унелем, к тому времени уже 15 лет разменивавшим свой талант в серийно-телевизионной глупости и проходном кино B-класса. Они оба долго бились головой о стену, прежде чем в феврале 2004-го, объединив усилия, таки пробили ее. (Информация взята с сайта KINOMAG.RU)

Фильм был показан на XXVI Московском международном кинофестивале (2004 год) во внеконкурсной программе "Гала-премьеры".

Награды

- "Золотой медведь" и приз Международной федерации кинокритики ФИПРЕССИ 54-го Берлинского кинофестиваля (2004);
- Главная немецкая награда - приз "Лола" - в пяти номинациях (2004);
- Приз "Гойя" за лучший иностранный фильм (2004);
- Европейская киноакадемия: приз за "Лучший фильм" и приз зрительских симпатий за лучшую работу режиссера (2004).

Художественный фильм (Германия - Турция, 2003).
Режиссер и автор сценария: Фатих Акин
Оператор: Райнер Клаусманн
Композиторы: Александр Хаке, Мацео Паркер
В ролях: Бироль Унель, Сибель Кекилли, Катрин Стрибек, Гювен Кирак, Мелтем Кумбул, Сем Акин, Ральф Мисске, Мона Мур, Цара МакКензи, Штефан Гебельхофф, Франческо Фианнача, Филипп Балтус

Геннадий Белостоцкий о фильме (Культура, №46 (7659) 27 ноября- 3 декабря 2008 года):
"Фатих Акин, натурализованный турок, в трагикомедии "Головой о стену" рассказывает о том, что лучше всего знает и что больше всего его волнует, - о турках в Германии. Турецкие мотивы играют в фильме чрезвычайно важную роль, придают ему неповторимый колорит и особое настроение. Но не это определило шумный международный успех картины: она безоговорочно победила на МКФ в Берлине ("Золотой Медведь" плюс приз ФИПРЕССИ) и была признана европейскими киноакадемиками лучшим фильмом года. Прежде всего это кино об общечеловеческих ценностях, это кино о любви, точнее - о превратностях любви. Итак, 40-летний турок Чаит (Бироль Юнель), окончательно опустившийся после смерти возлюбленной алкоголик, собирает пустые бутылки в одном из ночных клубов Гамбурга. Отчаявшись вернуться в реальность, он решает свести счеты с жизнью, врезавшись на машине в кирпичную стену. Однако вместо прописки на том свете, Чаит получает койку в психиатрической клинике, где судьба сводит его с 20-летней турчанкой Сибель (Сибель Кекилли). Она, жаждущая любой ценой вырваться из-под деспотичной опеки своей мусульманской семьи, имитировала попытку самоубийства. В первый же день знакомства Сибель предлагает Чаиту заключить с ней фиктивный брак..."