О проекте Мама Рома. Х/ф

Фильм основан на личных ощущениях кинорежиссера, прибывшего в Рим из родной провинции Фриули. В Вечном городе его поразила не величественная красота античного центра, а жестокие нравы жителей окраин, в которых и происходит действие фильма. Разворачивая перед мысленным взором героини фильма панораму римских дворцов, Пазолини ставит крест на надеждах матери-одиночки Мамы Ромы обрести точку опоры в "приличном буржуазном обществе". Все жертвы, принесенные ею ради сына, оказались напрасными...
Роль Мамы Ромы блистательно исполнила Анна Маньяни. Работая с Пазолини в непривычной для своей актерской игры манере (актриса не знала ни очередности снимаемых сцен, ни общего замысла фильма), Маньяни, тем не менее, гениально воплотила на экране образ, задуманный режиссером.
 
Художественный фильм (Италия, 1962).
Режиссер и автор сценария: Пьер Паоло Пазолини
Оператор: Тонино Делли Колли
Композитор: Карло Рустикелли
В ролях: Анна Маньяни, Этторе Гарофало, Франко Читти, Лучано Гонини, Паоло Вольпоне, Луиза Лойано, Пьеро Морджа, Сильвана Корсини.

Михаил Трофименков:
"Фактура и герои — еще вполне неореалистические. Римские окраины, стареющая, но неунывающая проститутка (Анна Маньяни), отошедшая от дел, ставшая продавщицей овощей с лотка и вызвавшая из деревни своего 16-летнего сына. Но интонация фильма — погребальный звон над неореалистическими иллюзиями о добрых, простых, солидарных людях. Счастье, сквозящее в кадрах прогулки Мамы Рома с сыном на мопеде,— иллюзия. Все наперекосяк, все очень плохо. Сын — отрезанный ломоть, связавшийся с дурной компанией и обворовывающий мать. Священник наотрез отказывается ему помогать. Устроить его на работу можно, только шантажируя владельца ресторана. Скрывать от него мамино ремесло — бессмысленно. Он обречен заранее и умирает, раненый, в тюрьме, "от холода", как он бредит, а может, от материнской любви".
(Коммерсант (126000), №142, 10 августа 2007)

Призы и номинации:
Номинация в категории Лучший режиссер на "Золотого льва", Веницианский МКФ (1962).