О проекте Река

Художественный фильм (Россия, 2002).
Режисер Алексей Балабанов.
По роману польского писателя Вацлава Серашевского "Предел скорби".
Сценарий: Эверт Паязатян, Алексей Балабанов.
Оператор Сергей Астахов.

В ролях: Мегрень – Туйаара Свинобоева;
Джанга – Михаил Скрябин;
Анчик – Анна Флегонтова;
Кыргелей – Василий Борисов;
Кутуяхсыт – Мария Канаева;
а также: Маша Кычкина, Спартак Федотов, Михаил Семенов, Геннадий Турантаев.


Конец XIX века. Действие фильма разворачивается в глухой якутской тайге. Молодая охотница и больной юноша влюбляются друг в друга. Скоро она узнает, что беременна. Но тут неожиданно появляется его законная жена.

21 ноября 2000 года в автокатастрофе погибла исполнительница главной роли Туйара Свинобоева и фильм оказался незавершенным. Год спустя режиссер Алексей Балабанов смонтировал отснятый материал и прокомментировал за кадром пропущенные сцены.

Призы:
2003 - МКФ "Pacific meridian" во Владивостоке (Спец. приз жюри памяти Юла Бриннера - Алексей Балабанов).
2003 - МКФ "Pacific meridian" во Владивостоке (Приз за лучшую женскую роль - Туйаара Свинобоева (посмертно)).

Михаил Трофименко:
"Событие недели — "Река" (2000–2002) Алексея Балабанова, фильм ужасной и величественной судьбы (6 мая, "Культура", 22.55). Показывают его в связке с "Трофимом"(1995), историей дурного мужика, порешившего жену, приехавшего в Петербург, случайно попавшего в кадр одного из первых русских фильмов. "Трофимъ" — злая притча об относительности памяти и жестокости кино, снимающего, по словам французского поэта Жана Кокто, "смерть за работой".
"Реку" снимали как полнометражный фильм по роману Вацлава Серошевского "Предел скорби". Но в ноябре 2000 года съемочная группа попала в автокатастрофу: несколько человек были ранены, а исполнительница главной роли Туйара Свинобоева погибла. Съемки был остановлены, но Алексей Балабанов и продюсер Сергей Сельянов смонтировали 50 минут отснятого материала, который мы и смотрим под именем "Река".
Это полноценный фильм, вызывающий не сочувствие к создателям, а только острую досаду, что он так короток: так смотришь дошедший с изъянами фильм какого-нибудь гиганта немого кинематографа. Параллель с немым кино непроизвольна. Только в 1920-х годах умели делать такое эпическое кино, где природа — одно из главных действующих лиц, прекрасное, безразличное и безжалостное существо. Где каждый жест значителен и трагичен, но не театрален".
(Коммерсант (126000), №75, 4 мая 2007)

В эфире:
6 мая 2007 года.