О проекте Мой американский дядюшка

Художественный фильм (Франция, 1980).
Оригинальное название: Mon oncle d'Amerique.
Режиссер Ален Рене.
Сценарий Жан Грюо.
Оператор Саша Вьерни.
Композитор Арье Дзерлатка.

В ролях: Жерар Депардье, Николь Гарсия, Роже Пьер, Нелли Боржо, Пьер Ардити, Жерар Дарье, Филипп Лауденбах, Мари Дюбуа, Анри Лабори.

Профессор Анри Лабори решает изучить жизнь трех разных людей для подтверждения теории "эмоционального мозга", что означает стремление к доминированию над окружающими. В поле его зрения попадают: служащий Жан, актриса Жанин и успешный топ-менеджер Рене. У каждого из героев есть свой любимый французский актер, которому они, сами того не замечая - подражают. Есть и американский дядюшка - он присутствует в разговорах персонажей, каждый раз становясь неожиданным аргументом в доказательство той или иной позиции. Именно дядюшка, которого мы так и не увидим, стал камертоном тонкой, умной и весьма нелицеприятной для героев иронии режиссера.

Михаил Трофименков (КоммерсантЪ, № 202(3778) от 02.11.2007) о фильме Рене "Мой американский дядюшка":
"Никакого "американского дядюшки" в фильме, естественно, нет. Это обозначение персонажа, вопреки всякой логике вмешивающегося в действие, "бога из машины" или "чертика из коробки". Фильм, наверное, случайный для Рене, слишком умозрительный, мягко говоря, странный, но, в конце концов, это странность гения, дань увлечения теориями профессора Анри Лабори. На экране разыгрываются повседневные драмы трех связанных друг с другом персонажей. Ничего особенного, мелочи жизни, столь милые французскому кино 1970-х годов. Примерный буржуа Жан, делающий литературную и политическую карьеру, бросает семью ради актрисы Жанны, но жертвует ею, поддавшись шантажу бывшей жены. Сама же Жанна, некогда бунтовавшая против родителей-коммунистов, испытав разочарование от разрыва с Жаном, делает карьеру в качестве финансового консультанта. Работа сводит ее с Рене, воспитанным в строго католической, крестьянской семье. Потеряв работу, он совершает попытку самоубийства. Но во все эти жизненные коллизии периодически вторгается профессор Лабори и его лабораторные крысы. На их примере ученый доказывает, что все людские реакции обусловлены, грубо говоря, условиями, в которых прошло детство "подопытных". Рви связи с прошлым, сколько хочешь, но буржуазность, коммунизм или католицизм семьи будет определять все твои реакции. А их только две: борьба или бегство. Если же бороться не с кем или некуда бежать, крыса, то есть человек, пытается убить себя. Прав или не прав профессор в своем вульгарном материализме, дело десятое. Важно то, что Ален Рене снял фильм, не имеющий аналогов в истории".

Призы и номинации:
приз жюри и приз ФИПРЕССИ, а также номинация на "Золотую пальмовую ветвь" МКФ в Канне (1980),
премия "Давид Донателло" Лучшему сценаристу Жан Грюо (1981),
премия гильдии французских критиков Лучшему режиссеру Алену Рене (1981),
премия гильдии американских критиков Лучшему зарубежному фильму (1980),
номинация на "Оскар" за Лучший сценарий (1981),
6 номинаций на премию "Сезар" (1981).

Полный список призов и номинаций >>>

В эфире:
2 ноября 2007 года,
27 декабря 2008 года.